Новосибирск 7.2 °C

Страсти вокруг святой воды

25.01.2001 00:00:00

Картинки с натуры

Фото Аркадия УВАРОВА

 К празднику Крещения Господня и связанной с ним раздачей святой воды служители новосибирских храмов готовятся загодя. Готовятся морально, так как не каждый в состоянии без душевных потерь выдержать натиск жаждущих приобщиться к святыне. Уж слишком прямолинейно понимается горожанами, пришедшими в храм за святой водой, евангельские слова: «Царство Небесное силою берется».

Итак, утро 19 января. В небольшом православном приходе в Ленинском районе идет праздничное богослужение. Из огромной очереди, растянувшейся от церковных дверей до близлежащих зданий, периодически выделяются ходоки для выяснения, когда начнут давать святую воду. Ответ: после окончания службы вызывает возмущенную реакцию - мы тут стоим, понимаешь, на морозе, а они там молитвы развели. Работники прихода тем временем проверяют жесткость предварительно приваренной металлической ограды с небольшой калиткой и укрепляют перила, установленные перед емкостями с водой. Такая предосторожность нелишня - в первое водосвятие толпа жаждущих получить крещенскую воду смела священника с певчими и чуть не перевернула бачки с водой. Но вот из дверей прихода с пением выходят певчие, пономари и два священника. Начинается водосвятный молебен. После молебна батюшки окропляют водой близстоящих и протискиваются обратно в храм при помощи прихожан, образовавших среди толпы небольшой коридор. Раздача святой воды началась.

Как-то в одной книге прочитал фразу: «Наш народ достиг высочайшего уровня духовного одичания». Первые минуты раздачи воды - пожалуй, лучшая иллюстрация этой фразы. Давка, крики, ругань. Все рвутся к заветной калиточке, где стоят два прихожанина, в обязанности которых входит сдерживать натиск толпы. Протиснувшиеся через калитку осыпают работников прихода бранью. Все не так: и ожидать пришлось долго, и кого-то вперед пропустили, и наливают неполно. Разливающие воду на оскорбления не отвечают - сноровисто берут емкости, наполняют, протягивают руку за другими. На ветру руки мгновенно леденеют, брызги от воды замерзают на одежде.

Получив святую воду, люди отходят. Вдруг опять скандал. Женщина средних лет возмущается тем, что в емкости постоянно добавляется вода из шланга. Объяснения, что святая вода освящает собой все водное естество, с ней соприкасающееся, ни к чему не приводит. Женщина злобно выговаривает: «Лицемеры, пели, молились, а народ обманываете. Пригрелись тут!». Сообразив, что слово «пригрелись» не совсем подходит к стоящим на ветру и холоде людям, которые только что наполнили ее многочисленные бутылки, уходит, окинув всех полным ненависти взглядом. От такой «благодарности» становится не по себе.

Между тем желающих немедленно получить воду не убывает. Гвалт до небес. К беснующейся у оградки толпе подводят старушку с костылем. Трясущимися руками бабушка достает из кошелки банку. Все расступаются и пропускают ее в калитку. Шум стихает. Такой привилегии получать воду без очереди не желает себе никто. Очередь постепенно рассасывается. К емкостям стали подходить верующие люди. Все благодарят закоченевших разливальщиков, те в ответ радостно улыбаются и отвечают: «Во славу Божию!». Среди желающих получить крещенскую (богоявленскую) воду неожиданно выявляются бабушки, получившие святую воду еще вчера, в Крещенский сочельник. Объяснения, что вчерашняя и сегодняшняя вода освящена одним и тем же чином, а потому одинаковая, ни к чему не приводят.

Подходят сменщики. У раздающих воду появилась возможность чуть передохнуть, согреться и попить чаю. Все они не ели с самого утра, так как пришли на литургию, как обычно, натощак, а после службы тут же встали на раздачу воды. К вечеру баки заносят в церковь. Начинается вечерняя служба, но воду продолжают раздавать в притворе. Возникает новая проблема. Значительную долю пластиковых бутылок составляют бутылки из-под пива и ароматизированных напитков, промыть которые многие не удосужились. В теплом помещении едкий запах пищевых красителей и пивного солода чувствуется очень явственно. На отказ наливать святую воду в немытую посуду реакция неоднозначная. К концу дня все валятся с ног от усталости, а нужно еще прибраться в храме для утреннего богослужения. Увещевания прийти за водой завтра не помогают. Все требуют обслужить немедленно. К позднему вечеру наплыв постепенно стихает, и, улучив момент, храм закрывают, начинается уборка. В двери периодически звонят - дайте водички. После объяснений, что воду можно получить завтра и в последующие дни, большинство понимающе отходят, но некоторые возмущаются: «Вы обязаны!» Две пьяненькие бабенки грозятся всех сжечь.

Ближе к ночи все стихает, храм прибран, пора домой. При выходе из церкви работники сталкиваются с двумя явно нетрезвыми мужчинами. Один в форме собровца объясняет, что хоронили майора, погибшего в Чечне, и что друзья попросили их набрать святой воды. Все возвращаются в храм. Мужики достают с десяток пластиковых бутылок. В скорбной тишине поминальной молитвой об убиенном майоре звучит тихое журчание воды. На этой грустной ноте все расходятся по домам, чтобы немного отдохнуть и завтра быть в форме, так как жаждущие запастись святой водой нерасторопности не прощают...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: