Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Частник надежды нашей

25.01.2001
Частные перевозки на городских маршрутах прочно вошли в наш быт. Убери сегодня с новосибирских улиц так называемых независимых перевозчиков - и город захлебнется в транспортной астме. Да и пассажиру, казалось бы, до глубокой лампочки РАО «ЕЭС», кому отдавать свои кровно заработанные несколько рублей...Хотели как лучше, а вышло как всегда. Отдаем маршрут за маршрутом, и вместо регулярного транспорта получаем неуправляемое стадо: хотим ездить - ездим, захотели отдохнуть - отдыхаем.
Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Как выразился бы журналист минувшей эпохи, частные перевозки на городских маршрутах прочно вошли в наш быт. Убери сегодня с новосибирских улиц так называемых независимых перевозчиков - и город захлебнется в транспортной астме. Да и пассажиру, казалось бы, до глубокой лампочки РАО «ЕЭС», кому отдавать свои кровно заработанные несколько рублей - муниципальному дяде Коле или немуниципальному дяде Васе: абы только ехать.

Все оно так. Тем не менее медикам известна древняя аксиома: одно и то же лекарство может быть и панацеей, и наркотиком. Тот же морфин в разовых дозах снимает болевой шок и возвращает пациента к жизни, а в ежедневных - убивает того же пациента за считанные месяцы, превращая его в безнадежного наркомана.

Так и с частником на транспорте. Поначалу создается иллюзия избавления от муниципальной головной и прочей боли - нехватки подвижного состава: вроде и деньги не вкладываем, и народ на отсутствие транспорта не жалуется. Затем, по мере того как шустрых и независимых становится все больше и больше, а муниципальные перевозчики под шумок вытесняются с самых выгодных маршрутов, возникает эйфория - дескать, проблема решена сама собой, и на обновление наших ПАТП и депо можно вообще не тратиться, частник вывезет. И мало-помалу нужная на определенном этапе таблетка обретает все более явственное очертание наркотической иглы.

За примерами далеко ходить не надо. Сегодня муниципальные автобусы полностью вытеснены с золотых «барахолочных» линий, а проезд даже на частном кавзике от центра нашей вещевой торговли до метро уже обходится почти вдвое дороже, чем на нормальном коммерческом маршруте такой же протяженности. Кому выгоден такой расклад - можно только догадываться.

Или взять «Газели» с вроде бы невезучим номером 13 - от метро «Красный проспект» на Кропоткинский жилмассив и дальше. Прокатывало эту линию муниципальное ПАТП-5. Потом, когда благодаря активной работе «пятерки» пассажир здесь попер косяком, как селедка в трал, на 13-м коммерческом робко появились первые «частники»: оценить ситуацию. Оценили. Сегодня ни одной муниципальной машины на 13-м не осталось. Как говорил по сему поводу независимый комбинатор Остап Бендер представителю мэрии Кисе Воробьянинову по поводу совместного поиска доходов, «я и один могу справиться с вашим делом».

И все же - какая, казалось бы, разница, какой за рулем извозчик? Для ответа на этот вопрос предлагаю вернуться в первый день нового года.

Итак, первое января, 14.30. Место действия - Академгородок, давно и безраздельно отданный в коммерческом плане частным «Газелям». Мороз - минус 37. Заспанный народ начинает вытягиваться из домов, чтобы навестить друзей с новогодними поздравлениями, и обнаруживает, что транспорта попросту нет. В других районах города нормально трудятся трамваи с троллейбусами, шастают туда-сюда коммерческие пазики, а здесь - ничем не нарушаемая тишина соснового леса.

Жду вместе с другими страдальцами чего-нибудь в сторону улицы Демакова. Основной транспорт туда - «Газель» номер 62, обычно бегающая через 4-5 минут. Народу на скромной остановке «Институт теплофизики» уже человек под 50, кое-кто с детьми, и у всех одна тоска в глазах: как уехать до наступления точки полного замерзания?

Минут через 20 решаю протопать километра полтора пешком по без малого сорокаградусному морозу со встречным ветерком. Дошел-таки, провел инвентаризацию: уши - 2 штуки, пальцы на руках - 10 штук, немуниципальных перевозчиков, как попутных, так и навстречу - 0 штук.

Ну, посидели с приятелями, поздравились - пора и обратно. Время - 18.50. Мороз - тот же. Транспортная ситуация на конечной остановке имени воина-интернационалиста - та же.

Лишь в 19.10 появляется невесть откуда взявшаяся «Газель» номер 1223. Ее штурм напоминал массовый обвал сосулек с крыши: без малого сотня закоченевших до стеклянного состояния горожан билась за 13 мест, этакое ледовое побоище в миниатюре. В тепло рвались даже те, кому, как мне, это направление даром не нужно - лишь бы только вырваться с проклятой точки. Повезло - пока отогреваюсь, беру мини-интервью у водителя.

«62-е? А их сегодня вообще ни одной, празднуют ребята. Пассажиры мерзнут? Ну и что - а кто их заставит работать, если они независимые? Да и на нашем 1223-м сегодня только две машины - моя и Серегина».

Пролетаем остановку за остановкой - всюду толпы заиндевелых новосибирцев. И никто им не в помощь: ни Бог, ни мэр, ни губернатор. Ибо большинство муниципальных автобусов в обслуживающем Академгородок ПАТП-3 давно уже дышат выхлопными трубами на ладан, а господин частник отдыхать изволит - просили не беспокоить-с.

Хотели как лучше, а вышло как всегда. Отдаем маршрут за маршрутом, и вместо регулярного транспорта получаем неуправляемое стадо: хотим ездить - ездим, захотели отдохнуть - отдыхаем.

Кстати, не так давно мэрия получила очередную партию коммерческих пазиков. Сколько из них отдано в Академгородок для создания конкуренции частным любителям новогоднего отдыха - при том, что здесь нет электротранспорта и выручка гарантирована?

Правильно - ноль. Зачем городскому бюджету доходы? Куда проще переживать по поводу их отсутствия.

Резонанс
Новости
В Новосибирске владельцы «ГАЗелей» вышли на пикет. Причина недовольства – подорожание газового топлива. С начала года оно вдвое выросло в цене. Перевозчики пока не поднимают тарифы, но петицию в российское правительство уже составили и просят Москву повлиять на ситуацию.
Миллиард в одной коробке, вагон измельченных банкнот и императорские монеты показали 300 новосибирцам в самом закрытом здании на площади Ленина – Сибирском отделении Госбанка. Что происходит с грязными и рваными купюрами,  ошибается ли счетная техника, и сколько миллионов рублей может унести в руках один человек, рассказали сотрудники Банка России в День открытых дверей Госбанка.
Рискнувший перебежать площадь Ленина пешеход погиб под колесами Volkswagen Polo. Момент с трагическим исходом был снят на камеру видеонаблюдения и размещен в интернете.

Страшные находки времен раннего неолита обнаружены в Венгеровском районе Новосибирской области. В яме для консервирования были найдены человеческие кости, заготовленные в качестве «консервов», что доказывает существование каннибализма на территории Западной Сибири.

Столица Сибири вошла в рейтинг наиболее криминогенных городов Земли, составленный сервисом Numbeo. Всего в списке 327 городов, из них три – российских, и Новосибирск в этой тройке – самый опасный.

Исчезла еще одна бесплатная парковка в центре Новосибирска – около сквера на ул. Орджоникидзе (перекресток с ул. Советской). На ее месте мэрия обустраивает платную парковку на 40 машино-мест, которая начнет работать в тестовом режиме с 30 сентября.