Новосибирск 5.1 °C

...Чтобы Господь принял его измученную душу

25.01.2001 00:00:00

К дню рождения Владимира Высоцкого

 «Да, он курил и пил (если кому-нибудь по-фарисейски нужно указать на это пальцем). Да, он сочинил немало песен с тем, что называют «блатными, уголовными нотками», впрочем, не столько блатными, сколько дворовыми... Со временем у него возникла тяжелая наркотическая зависимость... Но разве этим греховным несчастьем он навсегда перечеркнул себя как человек и как богозданная личность? Своим горением, открытостью и предельной напряженностью творчества, желанием чистоты, света и последующими срывами в бездну порочных пристрастий поэт очень напоминает нам особое внутреннее качество расцерковленного и многострадального русского народа - его подспудную тягу к Богу и частые глубочайшие падения в абиссальный мрак с последующим мучительным возрождением через покаяние... И разве он не платил за подобные грехи долгими страданиями, вызвавшими смерть в 42 года?»

Сколько уже написано о Владимире Семеновиче Высоцком, сколько сочинено небылиц. Вся жизнь, особенно последние месяцы, недели, дни, холодно и расчетливо рассмотрена будто под микроскопом. Высказались не только друзья - истинные и мнимые, литературоведы и языковеды, ученые и водопроводчики... Кто не был на Ваганьковом в первые годы после его смерти, тот не может себе представить глубины истинного горя так называемых простых людей вперемешку с пошлостью...

Вышеприведенная цитата взята из небольшой книжки, мимо которой невозможно пройти, если вы хоть какое-то время жили в те годы, когда звучали его песни. В те годы да еще и лет десять назад невозможно было и подумать, что нечто подобное может появиться, открывая нам Владимира Семеновича совсем под другим углом зрения. Священник Михаил Ходанов. «Спасите наши души. О христианском осмыслении поэзии В. Высоцкого, И. Талькова, Б. Окуджавы и А. Галича». Издано по благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия второго. Об Окуджаве и Галиче, впрочем, в книге совсем немного.

«Высоцкий жил под тяжким воздействием богоборческого и человеконенавистнического социализма, который оболгал прошлое и настоящее, изуродовал и нивелировал личность», - пишет священник. - «Но поэт воспевал сильных духом людей... Герои его зрелых произведений заступаются за слабого, прощают свои личные обиды, наказывают предателя, называют подлость и трусость своими именами. С помощью произведений поэта и стоявшей за ним его нераздвоенной личности люди начинали переосмысливать свою жизнь в свете извечных человеческих ценностей».

По мнению отца Михаила, творчеству Высоцкого, в его зрелой части, не хватало «самого существенного с точки зрения истинной духовности: принять Церковь, ее Таинства, спасительные духовные установки и смириться перед Нею». Пожалуй, даже современному читателю принять такой вывод непросто. Да и что говорить о том, что не случилось и не могло в те годы произойти. И все же автор уверен, что стихи и песни зрелого периода Высоцкого стали максимумом того, что можно было достичь гражданскому поэту «на уровне естественного человеческого добра».

Священник Михаил Ходанов не обходит стороной такие произведения, как, например, «Про плотника Иосифа, Деву Марию, святого Духа и непорочное зачатие». По его мнению, вероятно, что сюжет совсем молодому поэту был подсказан кем-то «из космополитического и враждебного Церкви окружения». И знаменитое «Нет - и в церкви все не так, все не так, как надо» тоже подробно разбирается автором книги. Он не обходит, по крайней мере не старается обходить, острые углы творчества Высоцкого: «Конечно, не нужно было так петь. Но не слишком ли мы требовательны к нецерковному человеку? Ведь с таким же основанием мы можем сказать, что он не должен был бы и пить. Но «кто без греха, пусть первым бросит камень». Отец Михаил пытается ответить на многие вопросы с точки зрения Церкви, погружаясь в песни Владимира Семеновича. И, кажется, один вопрос особенно его волнует. Но ответа нет. «Мы не знаем, был ли поэт крещен. Не исключено, что его Крещение могло произойти и тайно, как это часто бывало в эпоху атеизма и богоборчества. Может быть, со временем мы узнаем об этом определенно?»

Если мы сегодня не декларативно, а на самом деле желаем бороться за возрождение христианской духовности, то, как пишет священник Ходанов, «наше традиционно сердобольное и сострадательное отношение к поэтам России следует распространить и на творчество Владимира Высоцкого, молясь в сердце о том, чтобы Господь, если Ему будет это угодно, принял его измученную душу и определил ей быть там, где ведомо одному лишь Ему».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: