Новосибирск 0 °C

Извоз частный — проблемы общие

06.12.2007 00:00:00

«Нелегальный извоз опасен», — считают профессиональные перевозчики

«Тебя никто не встретил, так что искать не будут»

Мартовским утром в аэропорт Толмачево прибыл самолет из Германии. Среди пассажиров был молодой человек, как потом выяснилось, приехал к сестре. Он, похоже, кого-то ждал. Но никто его не встречал. Зато дважды подходил крупный мужик в возрасте за тридцать. «Садитесь, отвезу. Вам куда надо? В центр? Так за четыреста пятьдесят доедем». В конце концов, гражданин иностранного государства согласился. По пути объяснил водителю, что рублей у него нет, он расплатится европейской валютой — «евриками». Когда приехали на место, пассажир протянул разноцветную ненашенскую бумажку. Но не тут-то было. Шофер плату не принял, а потребовал 450 евро или нашенской валютой — десять тысяч рублей. Иностранец, хоть и говорил по-русски и наслышан был о наших нравах, обомлел. Попытки выйти из машины ни к чему не привели, хоть и нажимал пассажир все кнопки и защелки, — дверь была заблокирована. А водитель грозился. «Тебя никто не встретил, так что искать не будут». «Вот отвезу тебя в контору, там еще больше отдашь». Гость не на шутку испугался. Мужик здоровый, распален видением европейских денег, уверен в себе. Пришлось выдать вымогателю 350 евро (что по курсу тогда составляло больше двенадцати тысяч). Получив такой навар, мордатый открыл дверь снаружи и выпустил пленника. В следующий раз им пришлось встречаться на очной ставке.

Дело рассмотрено судом Центрального района. Водитель-владелец «Тойоты» как-то съежился. И объяснения у него какие-то получились детские. Вроде он, когда говорил про 450, имел в виду именно евро, а пассажир его не понял. Так что сам виноват. Да и кнопка в машине имеется, чтобы дверь открыть, но «потерпевший этой кнопки не заметил». Выходило, что он вовсе ничего дурного и не задумывал. Германец сам отдал ему чуть не все свои германские денежки, а теперь на него наговаривает. «Да и «евры« эти я уже вернул». Вернул, когда водителя на другой день нашли сотрудники уголовного розыска и предложили добровольно, в присутствии понятых отдать награбленное.

Когда дело запахло лишением свободы, все же статья Уголовного кодекса серьезная — «грабеж, с угрозой применения насилия, не опасного для жизни и здоровья», частный извозчик, что называется, заскулил. Вспомнил, что у него ребенок болен. (К слову, воры, грабители любят слезу пустить, детками прикрыться, когда их припрут доказательствами). Наказали водителя условно, теперь два года надо являться на проверку и сообщать о своем «надлежащем поведении».

Кстати, в уголовном деле имеются «Тарифы на перевозку пассажиров из аэропорта Толмачево» ООО «Аэропортсервис». Проезд по городу — 10 р. за км, подача машины по городу — 20 р., отдаленные районы — 50 р., Толмачево — Новосибирск — 350 р., столько же и из города в аэропорт, из аэропорта в карьер Мочище, в Первомайку и в Пашино — 450 р., в Академгородок — 550, в Бердск — 700. Тарифы прошлого года, сейчас, не исключено, чуть повысились. Но все же это ориентиры.

«Эх, прокачу!»

Сегодня частный извоз — неотъемлемая составляющая городской жизни. Пожалуй, можно вспомнить Адама Козлевича с его «Антилопой Гну» и рекламным слоганом «Эх, прокачу!» Современные козлевичи обходятся без надписей. Если есть автомобиль, ты уже «на коне» и можешь зарабатывать или подрабатывать. Увы, никаких правил, обязательств и обязанностей, что уж говорить о каком-то правовом регулировании. Все таксисты ныне частники. Но одни объединены в фирмы, где обеспечиваются контроль за машинами и периодические медицинские проверки водителей. Те, кто продолжает работать в коллективном частном ООО или ОАО, все же придерживаются привычного поведения. Большинство из них профессионалы, которые привыкли следовать договорным условиям и неписаным правилам, принятым в более-менее приличном обществе. Они и старушку подвезут, и помогут, и лишнего не сдерут. Второй вопрос, много ли таких?

Другие действуют сами по себе, но все же платят хоть какие-то налоги, а значит имеют хоть какой-то надзор. Именно, что хоть какой-то! Но есть и третьи, выезжающие на забитые городские дороги на свой страх и риск и сулящие пассажирам такое же рисковое удовольствие. Среди них «обитают» и те, кто будничное дело перевозки выруливает в криминальное русло.

С предметом, похожим на нож

…Житель Кургана Б. приехал в Новосибирск в командировку. Было около девяти утра. Приезжий вышел на привокзальную площадь, огляделся. Тут к нему подошел приветливый молодой человек: «Куда ехать? В гостиницу «Центральная«? Да тут недалеко». Попросил за доставку шестьдесят рублей. Командированный сел назад, хозяин — на переднее пассажирское сиденье. «Почему не едем?» — спросил гость. «Ждем водителя-напарника». Тот появился, взял сотовый и доложился диспетчеру, что везет человека. Поехали по Челюскинцев, вроде на улице Ленина пробки. На площади свернули направо и остановились напротив гостиницы. Пассажир передал водителю деньги, тот швырнул их ему назад и потребовал 1020 рублей, объяснив, что «шестьдесят рэ — это за один километр». Пощелкал калькулятором, и у него получилось, что как раз от вокзала до «Центральной» столько и выходит. «Да тут километра два», — попробовал возражать командированный. В ответ услышал: «Ты, чувак, давай деньги, а то будем разговаривать в другом месте». И в руках у водителя что-то блеснуло, узкое и острое. Два бугая на одного приезжего, да еще с предметом, похожим на нож. Пришлось отдать требуемое. Командированного выпустили. Он кинул вымогателям тысячу, негромко бросив: «Вы еще об этом пожалеете». Устроился в гостинице и вызвал милицию.

Перед судом предстал только водитель — Александр Николаевич Токарев. Напарник, которого подсудимый назвал «подсадчиком», так и остался неустановленным лицом. Как выяснилось, Токарев уже провел в колонии девять лет, от звонка до звонка, за разбой с огнестрельным оружием и вымогательство. Судимость не погашена, так что за разбой в такси — такая статья ему инкриминировалась, получил еще пять лет строгого режима. Вот с кем мы рискуем встретиться, остановив частника.

Это лишь штрихи к серьезной проблеме большого, да и любого города. Вот два мнения на этот счет.

Нелегальному извозу — правовой запрет

Валерий Ильенко, директор муниципального ПАТП-5, председатель Транспортного союза Сибири, депутат областного Совета, заместитель председателя комитета по транспорту:

— Два года назад было примерно пятнадцать предприятий таксомоторных перевозок, сейчас, наверное, в десять раз больше. И жалоб тогда было меньше. Вот вы привели два примера, когда уголовные дела дошли до суда. А сколько тех, что не дошли, когда люди не обращаются, считая, что себе дороже! Сколько вымогательства, грубости, всяких нарушений! А почему? Одна из причин — отмена лицензирования таксомоторных перевозок. Так было решено наверху. Сколько сейчас частных перевозчиков, даже и налоговая не скажет. Нехорошие люди были всегда, но все же был и контроль. Сейчас даже лицензию не надо оформлять. Поставил на машину «гребешок» и поехали. А то и без него. И вторая сторона вопроса — обеспечение безопасности. Кто у частника проверяет, в каком состоянии его автомобиль, в каком виде он вышел на линию, можно ли вообще ему доверить свою жизнь? Мы обязательно будем инициировать возвращение лицензирования — необходимо вносить поправки в закон. Если перевозчик без лицензии, то его можно привлечь к ответственности. Можно будет отследить, почему он стоит на стоянке, подсаживает пассажиров, в каком состоянии его машина, почему у него нет аппарата фискальной памяти… Людям же один совет: смотрите, в какую машину садитесь. Нелегальный извоз опасен. Его надо регулировать правовыми нормами.

Таксист, пожелавший остаться неизвестным:

— Если я водитель первого класса с большим стажем, то у меня есть свои правила, принципы. Арендую машину, выплачиваю за это предприятию немалые деньги, но если уйти в самостоятельный извоз, то смогу ли я быть каждый день уверен, что выезжаю на исправной машине? Как профессионал, отдаю себе отчет, что в техническом смысле я дилетант. Когда человек садится в частное такси, всегда ли он уверен в машине и водителе? Дорога дилетантства не прощает, тем более сейчас, когда столько транспорта, да и улицы оставляют желать лучшего. Мы работаем посменно, это позволяет нам отдыхать. Частник — сам хозяин, за рулем хоть сутками. А сколько водителей от переутомления засыпают, узнаем из хроники происшествий. Всех денег не заработаешь, а потерять рискуешь все…

Между тем…

Глава Мосгордумы Владимир Платонов, сообщает сайт dp.ru, хочет ввести лицензирование такси, занимающихся частным извозом. «Мы будем инициировать передачу права регулировать и организовывать перевозку людей в такси в субъекты Федерации, тем более что проблема нелегальных такси имеет острый характер в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и еще нескольких мегаполисах.

Власти столицы добиваются права лицензирования частных такси и обещают жесткие условия для желающих заниматься извозом: знание русского языка, правил дорожного движения, обязательная установка счетчика, отличное знание улиц города или региона, содержание автомобиля в исправном состоянии. В то же время власти обещают таксистам с лицензиями ряд льгот, например, установку счетчиков за счет города, льготный лизинг автомобилей, бесплатную парковку на наиболее оживленных магистралях, право пользования создающимися сейчас выделенными полосами для движения городского транспорта.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: