Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Он анфас — Христос, а в профиль — Мефистофель…»

25.12.2007
Именно так, судя по зрительским отзывам, выглядит герой романа Достоевского «Преступление и наказание» в исполнении Владимира Кошевого.

Именно так, судя по зрительским отзывам, выглядит герой романа Достоевского «Преступление и наказание» в исполнении Владимира Кошевого. Что это — режиссёрская находка? Или случайность? Что думают о новой экранизации люди пишущие, мыслящие, читающие?..

Мои первые попытки завести разговор о декабрьской телепремьере «Преступления и наказания», признаться, окончились неудачей: кто-то из опрошенных сослался на непомерную занятость и сказал, что не видел фильма, кто-то решил повременить с просмотром до выхода DVD. А кто-то пессимистично заметил, что ничего светлого и талантливого от современного кинематографа ожидать не приходится, поэтому к экрану телевизора в последнее время как-то не тянет.

Поэт Владимир Берязев, например, фильм не смотрел и вовсе не жалеет об этом. Потому что святой долг каждого сознательного гражданина заключается в том, чтобы выбросить на помойку телевизор и вспомнить наконец-то, что жизнь прекрасна!

Зрительскую настороженность вполне можно понять: слишком часто разрекламированные кинопроекты — такие как «Мастер и Маргарита», «Тихий Дон» — не оправдывали нашего «высокого доверия».

Впрочем, СМИ дружно уверяют: фильм «Преступление и наказание» стал одним из самых ожидаемых событий года. Как же иначе? Достопамятная экранизация Льва Кулиджанова — вещь выдающаяся. Поэтому хотелось понять: сумеют ли новые исполнители выдержать сравнение с Тараторкиным и Смоктуновским? Хотелось увидеть адекватные киновоплощения Сони Мармеладовой, Дуни, Свидригайлова (в кулиджановской версии последний вышел каким-то слишком уж беззлобным).

На сегодняшний день показ фильма закончился, однако зрители все еще ломают копья на просторах Интернета и во время «живых» бесед. Мы решили предложить вниманию читателей несколько мнений по поводу увиденного.

С кем согласиться? Чье мнение оспорить? Судите сами.

Евгений Мельников, писатель и журналист (Новосибирск):

— Фильм вполне достойный. Во-первых, потому что была тщательно сохранена литературная основа. Режиссер чрезвычайно аккуратно подошел к работе: не внес практически ни одного изменения в текст, постарался как можно точнее передать дух книги и, к счастью, почти ничего не добавил «от себя». В фильме заняты очень хорошие актеры! Ведь когда читаешь литературное произведение, обычно как-то представляешь себе внешний облик персонажей. В данном случае мое восприятие героев и режиссерское видение почти всегда совпадали.

Александр Таиров, член Союза художников, главный художник НГТУ (Новосибирск):

— Мне кажется, актеры несколько пережимают — они вторичны по отношению к первой версии «Преступления и наказания». Очевидно, создатели фильма смотрели версию Льва Кулиджанова и до сих пор пребывают под впечатлением. В особенности меня не убедил следователь: всякий раз я невольно сравниваю его с Иннокентием Смоктуновским, который так тонко интерпретировал психологические повороты следствия… Что же касается Раскольникова, то, по-моему, он — просто бледная тень Георгия Тараторкина. Ведь Тараторкин настолько был в образе, до такой степени был интеллигентен и внутренне умен, что сравниться с ним очень трудно.

Мне кажется, сегодня производители фильмов несколько спешат с так называемыми ремиксами — повторами ранее экранизированных классических литературных произведений. От съемок первых киноверсий-оригиналов должно пройти достаточно времени, и это касается не только «Преступления и наказания», но также многих других экранизаций. Почти все позднейшие версии крайне неудачны, или, в лучшем случае, очень и очень вторичны. Единственным приятным исключением был «Идиот» режиссера Владимира Бортко. Хотя князь Мышкин в исполнении Юрия Яковлева мне все равно показался глубже, чем Евгений Миронов со своими «психологизмами».

Сегодня наш кинематограф явно находится не на подъеме. Люди искусства как будто хотят что-то доказать, как будто стремятся реабилитировать себя. А ведь мы должны просто делать свое дело, идти каждый своим путем — только тогда процесс творчества будет органичным и результативным. Мы должны стряхнуть с себя пыль «смутных времен», восстановить преемственность в искусстве. Только при таких условиях переосмысление классического материала может быть полным.

А еще надо учесть, что буквальное сохранение текста может даже воспрепятствовать решению творческой задачи. Ведь режиссер имеет дело с другим видом искусства, он должен найти форму перевода на новый язык. Если эта форма перевода осуществлена блестяще, фильм получится выдающийся, вполне адекватный литературному произведению.

Посетители форума «Рускино»

Гость_WZ:

«Господа, я очень люблю книгу «Преступление и наказание». Читал ее семь или восемь раз… Не думаю, что, посмотрев данный сериал повторно, кто-то найдет в нем что-то новое. Это одноразовый фильм — обычная вещь для сериалов. Что-то очень топорное и доморощенное: и декорации, и герои, и грим, и костюмы, и Петербург. Как вам, например, массовка, бродящая по улицам, напоминающая более движущиеся фигурки на старинных часах, чем петербуржцев? И массовки-то набрали — кот наплакал. Многие в течение сериала успеют «намозолить» вам глаза.

Что за странная мысль привлечь Панина к роли Порфирия Петровича? Что за манеры у Порфирия? Смотришь на Панина и думаешь: а знает ли он, что снимается сейчас не в продолжении «Водителя для Веры»?

Яковлева — кукла. Одна сплошная статика. Оживляется только, когда нужно вставлять реплику. И опять засыпает…

Не знаю, может, это задумка режиссера, а может, сам Кошевой рисуется перед камерой. Чисто по картинке, внешне, у него получается Христос. Длинные волосы, волоокие глаза, скорбно опущенные уголки рта… Венца тернового не хватает. Глянешь, и на ум приходит «Христос в пустыне« Крамского, другие классические образы Сына Господня на полотнах классиков. Разве это… Раскольников? Да и вообще лицо у Раскольникова отнюдь не русское (простите, я вовсе не имею в виду национальный вопрос).

Кто понравился? Лужин, Свидригайлов. Лебезятников неплох, гротескная фигура получилась, как его и вывел Федор Михайлович».

Т.Ч.:

«Внешность Раскольникова-Кошевого очень колоритна… Но не чувствуется в нем света, один мрак. Не осознанный, а какой-то стихийный, идущий, как мне кажется, от непонимания актером образа и от грубого эмоционального нагнетания. Видимо, актер не понимает, сколь сложный процесс происходит внутри его героя, сколь велика работа души и ожесточенна борьба между идеей и человеческой натурой. Такие процессы обязательно должны проявляться в лице, в глазах, в поведении. Они могут доводить до безумия, но не так же тупо-постоянно, с бессмысленными глазами. Я не голословна: в свое время работала с этим материалом и свихнувшихся философов видела. Ведь на Раскольникове держится весь фильм, главная идея через него должна выражаться….По сравнению с живыми персонажами, подлецом Лужиным и циником Свидригайловым, вымученный благородный Раскольников проигрывает. И тем более идею искажает».

Сестра Елена:

«Я в свое время защитила диплом по Достоевскому, и вообще довольно долго и прочно «сидела« на его книгах. Но когда я смотрю сериалы по его романам, странная штука происходит: у меня претензии возникают не к актерам и не к создателям фильма — а именно к нему, к Достоевскому. Потому что смотришь и думаешь: Бог ты мой, ну и наворотил Федор Михалыч!

Какое-то совершенное неправдоподобие всего на свете. Смотришь на людей и не понимаешь — почему они себя так безумно ведут, почему так поступают… Какие-то немотивированные внезапные смены настроений, какие-то непонятно откуда взявшиеся симпатии и антипатии… А диалоги? Люди же НЕ СЛЫШАТ друг друга! Они разговаривают, но находятся просто в разных Вселенных! Разговаривают сами с собой…

Так вот, видимо, в книгах есть некая магия — потому что, несмотря на это сюжетно-композиционное безумие, там все-таки живой мир — огромный и мощный, в который веришь и вовлекаешься с головой. Но с листа на пленку эта магия непереводима — становятся видны лишь, простите, недостатки текста. Банальный вывод, друзья, но Достоевского все же лучше читать, а не смотреть».

Резонанс
Новости
Новосибирская область официально получит 400 млн рублей на строительство четвертого моста в Новосибирске. Соответствующее постановление опубликовано на сайте Правительства РФ.
Семь тонн монет сдали в банки жители Новосибирской области во время новой акции по бесплатному обмену монет. Самая ненужная монета, от которой избавлялись чаще всего – 10-копеечная, сообщает Сибирское главное управление ЦБ РФ.
В интернете развернули кассу помощи для фермера из поселка Малиновка Новосибирского района. Некоторое время назад у него сгорел автомобиль, на котором он развозил молоко. В итоге есть риск, что коров придется пустить под нож.
Больше полувека назад французский лидер Шарль де Голль подарил инспектору ГАИ в Новосибирске зажигалку из драгоценных металлов. И вот теперь бывший начальник президентского эскорта передал раритет хранителям музея и рассказал историю подарка.

Торжественная церемония открытия Года театра прошла 13 декабря в зале имени Исидора Зака Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
Свинина, колбаса, буженина, шашлык и сало – под запретом на Новый год-2019. Хозяйка года свинья будет благосклонна к овощам и злакам, оценит разнообразие блюд на праздничном столе и их креативное оформление. О том, что можно и что нельзя ставить на новогодний стол – в материале VN.ru.