Татьяна ГОРБУНОВА |
Уже два года солистка Новосибирского оперного Татьяна Горбунова работает в Европе. В 1999 году была приглашена в знаменитый «Ла Скала» (партия Любови в опере «Мазепа», дирижер Ростропович, режиссер Додин). В прошлом году исполняла партию Любавы (опера «Садко») в театре «Ла Фениче», партию Эболи («Дон Карлос») в Боннской опере, Девятую симфонию Бетховена в Риме, пять Реквиемов Верди в Венеции...
Рассказывая историю своего приглашения в Европу, Татьяна говорит, что не последнюю роль в этом деле сыграл случай.
- Случай вообще играет не последнюю роль в жизни каждого из нас, - говорит певица.
Ростропович искал хорошее меццо-сопрано для своей постановки в «Ла Скала», позвонил в Новосибирский оперный, порекомендовали Татьяну. Съездила в Москву к Ростроповичу, пела ему и Вишневской. Потом прослушалась и была утверждена дирекцией «Ла Скала». Подписала контракт.
На Западе вообще принято работать с певцами исключительно на контрактной основе. В штатном расписании театров как постоянные единицы значатся только хор и оркестр, все остальные приглашаются на одну постановку.
- То есть, получается, - спрашиваю у Татьяны, - собрались, отработали и разбежались? А как же притереться, почувствовать друг друга, чтобы лучше понимать партнера на сцене?
- А зачем притираться? - спрашивает Татьяна. - Напротив, очень хорошо, что нет проблемы личных взаимоотношений. Ничто тебя не тяготит. Вопросы решаются исключительно творческие. Меня такой тип взаимоотношений устраивает совершенно - нормальные, деловые, рабочие отношения. Поработали, разошлись...
- То есть, получается, чувствовать партнера на сцене совсем не обязательно? - опять задаю свои детские вопросы.
- Что значит чувствовать? Это звучит, не обижайтесь, очень по-русски. Я не испытываю к партнеру ни симпатии, ни антипатии. Это же здорово для меня. Вот он есть, я реагирую на него ситуативно. Каждый на сцене профессионал, для каждого сделать хорошо - дело чести, это влияет на общее качество спектакля. И все.
Певцы, особенно старших поколений, с которыми приходилось общаться на эти темы, выглядят на фоне подобных суждений последними уходящими романтиками оперной сцены.
Кстати, ко многим певцам старшего поколения, с которыми доводилось работать, Татьяна относится с большим пиететом и считает, что в свое время они тоже могли бы (и с большим успехом) петь на лучших мировых сценах. Только со временами им не повезло.
***
Режим работы на западной оперной сцене очень жесткий и требования к выпускаемому спектаклю чрезвычайно велики. Случай выхода певца на сцену неподготовленным там совершенно непредставим.
- Я лишь однажды на репетиции спела не ту длительность, - рассказывает певица, - и этого было достаточно, чтобы потом, из спектакля в спектакль, дирижер в этом месте на меня постоянно выжидающе смотрел. На репетиции он лишь взглянул, дав понять, что ошибку заметил, а на спектаклях все время проверял - исправила ли я ее... В итальянской опере никогда не возникает ситуации: я спел хорошо, а Вася-Петя не очень...
Итальянская опера создается за месяц, иногда за 20 дней, немецкая дольше - два месяца. При составлении контрактов интересы певца отстаивает его агент, при определении оплаты не последнюю роль играет «ранг» артиста (начинающий или с мировым именем) и сложность партии.
***
Окончательно перебираться на Запад Татьяна не собирается. Даже вопроса об этом не стоит. Напротив, пытается «обозначиться», в своем театре. Естественно, ее волнует вопрос, не случится ли так, что «дома» она окажется не у дел. Театр - производство, выпал из производства - и все...
Для нашего театра ситуация с «выездными» оказалась новой и неожиданной. До сих пор если солисты и выезжали, то только на гастроли. Так что Татьяна Горбунова и пять солистов, работающих по контракту за рубежом с Людмилиным, - ситуация для театра нештатная. С одной стороны, иметь «выездных» для театра престижно - за рубежом они отстаивают честь нашей же оперной сцены и оперной школы, с другой стороны, возникают дополнительные сложности при планировании репертуара и установлении очередности на спектакли.
- Дирекция не против, - говорит Татьяна, о своей зарубежной работе, - но есть моменты...
О «моментах». Помнится, на премьере «Царской невесты», увидев Татьяну в зрительном зале, поинтересовалась, почему она не на сцене? (Еще не знала тогда, насколько это деликатный для артиста момент - ожидание своей очереди на спектакль, и сколько нервных клеток умирает в этом изматывающем душу процессе.) Из своего зарубежного турне тогда Татьяна приехала за неделю до спектакля, для певицы, уже певшей спектакль, срок достаточный, чтобы войти в роль, но неделю просидела на репетициях, слушая, как поют другие.
- А жизнь певца недолгая, - говорит Татьяна, - и женский век короткий...
***
Работать лучше там, как призналась Татьяна, а жить здесь.
- За рубежом тяжело жить психологически. Представьте, два месяца изо дня в день вы работаете, устаете. А дальше что? Пришли в свою конуру. Ну, погуляли по авеню. А дальше что?
А дальше все очень просто - хочется поскорее вернуться домой, жить в своем городе и петь в своем театре, который Татьяна Горбунова считает частью себя и о котором говорит не иначе, как:
- Театр, который меня воспитал, не будь этой базы, не будь этих певцов, консерватории, атмосферы, я бы не выросла...