Новосибирск -5.4 °C

«Поэт отчаянной любви»

25.01.2008 00:00:00

Владимир Высоцкий не превратился в моду вчерашнего дня

Песни Высоцкого — это целая эпоха русской истории. Путешествия по его авторскому космосу помогали «встать на ноги», «обрести почву» человеку эпохи брежневского застоя. Согласно опросам и рейтингам, Высоцкий до сих пор считается Первым среди бардов. 70-летие со дня его рождения отмечает сегодня вся страна.

…Говорят, когда хоронили Высоцкого, на Таганской площади стояла мертвая, гнетущая, какая-то необыкновенная тишина — несмотря на огромное скопище народа. Когда гроб с телом Высоцкого вынесли из театра, над площадью раздался странный, характерный звук — звук, который можно было принять за тихие, продолжительные аплодисменты. Это ребятишки, вскарабкавшиеся на крыши соседних домов, выпустили в небо голубей…

— У каждого бывают в жизни свои кумиры. Ни один человек не вырос без какого-нибудь любимого литературного героя, писателя, спортсмена, актера, — говорит сибирский поэт Анатолий Олейников. — Есть такие люди, которых я причисляю к народным героям, гениям национального масштаба: Гагарин, Шукшин, Высоцкий… Высоцкий стал глашатаем русской земли, так как сумел достучаться до сердца каждого человека. Пусть на меня не обижаются, но по Высоцкому, как по лакмусовой бумажке, я проверяю всех моих знакомых. Если в человеке хорошего начала больше, он обязательно понимает Высоцкого. А если не понимает — значит, что-то он в жизни пропустил.

Основная масса поклонников Высоцкого — те, кому сегодня 45–50 лет. «Конечно, Высоцкий по своей поэтической ментальности сильно устаревает, — считает писатель Виктор Ерофеев. — Но можно стареть по-разному. Высоцкий не превращается в моду вчерашнего дня. Он становится этапом российской жизни, когда выживанием были страсть, боль и крик. Песни Высоцкого — прорыв к свободе. Многие клочья слов повисли на колючей проволоке. По этому трудно ностальгировать. Но это надо знать. Из социального явления Высоцкий сейчас превращается в поэта отчаянной любви. Когда любви плохо, она кричит, хрипит по Высоцкому«.

Отголоски «песен-судеб»

В нашей стране, да и во многих других странах, сегодня работает огромное количество организаций, посвященных Высоцкому. Сибирский фонд по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого был основан энтузиастами в 2004 году. Сибирский фонд, во-первых, изучает творческое наследие выдающегося барда-классика, а во-вторых — собирает вокруг себя людей, работающих в жанре авторской песни.

Благодаря усилиям фонда, в 2005 году в нашем городе был воздвигнут памятник Владимиру Высоцкому. Непосредственно «за спиной» памятника планировалось выстроить Театр авторской песни, где мог бы разместиться музей Высоцкого. Но, к сожалению, и театр, и музей до сих пор остаются в проекте.

Председателем Сибирского фонда на сегодняшний день является Анатолий Олейников. А еще на благо «бардовского дела» активно трудится Юрий Гуров — один из заместителей председателя, самозабвенный «высоцковед» (один из лучших в мире!). Он лично участвовал в разборе архивов Владимира Высоцкого после смерти поэта-актера-певца, знает всю Таганку и может прочесть наизусть практически любое стихотворение Высоцкого.

Его любовь к Высоцкому начиналась много лет назад — с песен, прозвучавших в фильме «Вертикаль», с шуточных куплетов о спорте, которые были у всех на слуху, а также с «китайского песенного цикла». По признанию Юрия Гурова, изучать Высоцкого можно на протяжении всей жизни:

— Мы знаем очень многих великих писателей, которые в повседневной жизни абсолютно не соответствовали своим литературным идеалам. В творчестве был один человек, а в жизни — совершенно другой. Про Высоцкого этого не скажешь! И в жизни, и в песнях он был открытый, честный, мужественный, резкий, прямой.

В конце мая 1980 года поклонники ждали приезда Высоцкого в Новосибирск. Именно тогда возникла идея — издать трехтомник его стихов и преподнести этот трехтомникВысоцкому в подарок.

— Мы с друзьями аккуратно, бережно переплели книгу, — рассказывает Юрий Гуров. — Но так случилось, что Высоцкий к нам не приехал. В это время он уже лежал в клинике. А потом была смерть… После его смерти трехтомник был отвезен в Москву, в театр на Таганке. Многие записи новосибирцев даже для москвичей оказались уникальными.

С 1981 по 1991 год Юрий Гуров работал с архивами, которые стали для поклонников Высоцкого настоящим открытием.

— Ведь ходили легенды, будто Высоцкий придумывает свои песни чуть ли не на ходу, — рассказывает Юрий Гуров. — Лишь после его смерти удалось обнаружить море бумаг — черновых вариантов известных песен, и мы поняли, до чего кропотливо он трудился над каждой строчкой. Мы аккуратно изучили бумаги, ничего не позволили уничтожить или забрать. Копии уникальных документов были размножены, причем значительная часть долгое время хранилась у меня. Георгий Антимоний и Игорь Шевцов — первые «расшифровщики» рукописей, с которыми мне довелось поработать, впоследствии пробили публикацию сборника стихов Высоцкого «Нерв».

«Высоцкому позолота не грозит»

Сибирский фонд по увековечиванию памяти барда активно работает с поэтами-песенниками. Творческие люди могут собраться здесь для общения («место встречи», которое «изменить нельзя», — просто потому, что другого такого не существует). Много ли в Новосибирске «поющих поэтов»? Олег Немировский считает, что много («можно было бы даже поменьше»… ведь, как говорится, лучше меньше, да лучше).

По инициативе фонда учреждена премия «Признание», которая вручается выдающимся авторам-исполнителям в день рождения Владимира Высоцкого, 25 января. Лауреат получает золотую медаль «Бард России», 100 тысяч рублей и право на публикацию книги. Среди лауреатов премии — Александр Городницкий и Юлий Ким, а 25 января 2008 года в театре «Глобус» состоится торжественное награждение Юрия Кукина («…а я еду, а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги…»).

В меру возможностей Сибирский фонд изучает творчество Высоцкого и несет его в народ. Поклонники поэта до сих пор дарят фонду свои драгоценные реликвии: эксклюзивные фотографии, записи, подборки материалов из периодики.

В скором времени будет издан альбом уникальных фотографий, сделанных Владимиром Богачевым во время выступления Высоцкого в Новокузнецке. Многие фотоматериалы — кстати сказать, превосходного качества! — публикуются впервые. Но так как организация музея, посвященного Высоцкому, в нашем городе застопорилась, негативы снимков, а также некоторые другие раритеты в скором времени будут переданы в Москву. Естественно, новосибирцы очень многое потеряют, но что же делать, если в нашем огромном мегаполисе для музея Высоцкого так и не нашлось достойного места?

Многие исполнители-сибиряки весьма охотно включают песни Высоцкого в свой репертуар. Например, Тимур Гордеев был настолько храбр, что спел «Райские яблоки» — сложнейшую вещь, которую, кроме самого Высоцкого, никто еще не исполнял. Причем спел на высоком уровне — так же, как и «Купола», и «Балладу о любви»… На сегодняшний день Сибирским фондом подготовлен диск «Высоцкий в Сибири», куда вошли песни в исполнении Анатолия Олейникова, Никиты Высоцкого и других. Впрочем, как справедливо заметил Юрий Гуров, «под Высоцкого» могут петь единицы…

Сибирские журналы по-своему отмечают день памяти Высоцкого. Например, литературно-художественный альманах «Колокол», издаваемый силами все того же фонда, регулярно публикует «высоцковедческие» материалы. А в журнале «Новосибирск» появилась пьеса-притча Владимира Дегтярева «Он в белом и поэт».

— Сегодня выпускается море книг, снимаются фильмы. Люди изучают этого человека, — рассказывает Анатолий Олейников. — Такие личности, как Высоцкий, сформировали жанр песенной поэзии и сделали его жанром литературы. Поэзия Высоцкого настолько огромна, что ее нельзя не замечать. На критике его стихов многие сделали себе имя, но ведь, в конце концов, есть такое выражение: «время определяет правду». Тот, кто остается в памяти народной, тот и прав. Я думаю, Высоцкому позолота не грозит. В жизни он был далеко не идеальным человеком, но вопреки всему умудрился реализовать себя и свой талант настолько, что вздыбил всю страну. Поэтому сегодня вся наша страна отмечает его 70-летие и в том числе — Новосибирск.

Вопрос, конечно, интересный…

В честь юбилея Владимира Высоцкого мы обратились к нашим читателям с вопросом — какую роль в их жизни сыграл этот знаменитый актер, поэт и исполнитель.

Ирина Светлова, 27 лет, менеджер:
— Для меня Высоцкий, прежде всего — поэт. Я ужасно люблю его стихи, особенно про войну. Всегда, когда перечитываю их, плачу. Ведь это просто потрясающе, когда истина передается в таких простых и понятных словах. А помимо стихов о войне, мне нравятся его юмористические стихи. Это же просто сборники цитат на все случаи жизни!

Владимир Теплюков, 47 лет, метеоролог:
— Просто потрясающий артист! Талантище! Я помню, как сильно затронула меня его смерть. Отчетливо помню этот день. Мне было двадцать, и я понимал, что жизнь только начинается, играл в шахматы, думал о спорте, ведь в то время шла Олимпиада. И вдруг такое страшное известие. Я долго не мог смириться. Это вообще была одна из первых смертей, с которыми мне приходилось сталкиваться. Когда я узнал, что Высоцкого больше нет с нами, подумал, что теперь должна остановиться жизнь целой страны. Конечно, этого не случилось, но все же с той поры мне живется так, будто всегда чего-то не хватает. Точнее, кого-то. Мы читаем его стихи, мы смотрим фильмы с его участием, мы слушаем его песни, и он продолжает быть рядом с нами.

Маргарита Буробина, 39 лет, преподаватель истории:
— Высоцкий — это театр! Это сцена! А какой у него голос бесподобный! Многие пытались копировать — так ничего и не вышло. И такая интересная вокальная манера — петь согласные. Как жаль, что его с нами больше нет.

Олеся Заостровцева, 20 лет, студентка:
— «Место встречи изменить нельзя» — мой самый любимый фильм. И Высоцкий там просто бесподобен. А я его, собственно, в другом кино и не видела. Вру. Еще он был в «Маленьких трагедиях». Но зато образ Глеба Жеглова навсегда привил мне уважение к операм. Вот такими и должны быть настоящие мужчины. А еще я очень хочу прочитать его прозу. Стихи-то я все читала, а вот до прозы почему-то еще не добралась. Ничего… вот будет побольше свободного времени — я обязательно найду несколько повестей. Мне сильно советовали «Дельфины и психи».

Сергей Денисов, 26 лет, PR-менеджер:
«Что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали?» — строчка, которую я знаю и цитирую с детства. Гениальные слова. Я вообще-то не самый большой поклонник Высоцкого, все его стихи и песни наизусть не знаю, но это ведь и не главное.

Новосибирцев расспрашивала Маня ЧЕРЕШНЕВА


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: