Древние славяне считали берёзовую кору материалом колдовским и мистическим
В этом году школа N 110, известная сейчас как гимназия N 12 Калининского района, отмечает
Впервые к этому уникальному природному материалу Ирина Степанченко обратилась в 1996 году. Сначала Ирина, как другие ее коллеги, работала с «лицевой» стороной бересты. В 2003 году Степанченко изобрела авторскую технику, суть которой в том, что художница создает картины на «изнаночной» стороне березовой коры.
Ирина не только работает с берестой, но и изучает этот материал. «В древнем славянском мире бересте поклонялись, считая ее колдовским материалом, рассказывает художница. В представлениях наших предков береза была «пограничным« деревом, ограждающим мир живых людей от потустороннего мира. Считалось, что березовые веники отгоняют и выгоняют злых духов. Именно поэтому на Руси их всегда использовали в бане».
Впрочем, сейчас, рассказывает Степанченко, ее нередко приглашают в богатые дома просят создать интерьер из природных материалов, чтобы были учтены все нюансы: и эстетические, и экологические, и знания иного свойства, обладательницей которых является художница.
В наличии у бересты мистических свойств Ирина убедилась лично: «У меня есть картина «Мыслитель«. Это потом я ее так назвала. А сначала работа задумывалась просто как абстрактный пейзаж. Через несколько дней после того, как я выполнила эту картину, на ней проявился лик старца. Потом эту картину приобрела у меня одна моя знакомая. Она говорит, что сейчас там уже семь ликов. Тайну появления ликов она пока еще не разгадала, но уверена, что это, безусловно,
Ирина говорит, что свои картины она не выписывает в простом понимании этого слова. Изображения на бересте уже написаны природой ли, высшими силами. Их надо только увидеть.
В берестяных прожилках и изгибах Степанченко угадывает силуэт обнаженной женщины, голову птицы, очертания рыб, цветов. Работы художницы могут напоминать и средневековый гобелен, и древнюю гравюру, и даже иконопись. При этом автор в своих работах практически не использует краски. По ее утверждению, все краски уже присутствуют в картине изначально, надо их только подчеркнуть.
Помимо художественного творчества Ирина активно занимается общественной деятельностью. Например, хлопочет о восстановлении картинной галереи «Красный угол», долгое время функционировавшей в помещении ДК им. Горького, но потом закрытой.