Новосибирск 0.6 °C

Лики на бересте

11.03.2008 00:00:00

Древние славяне считали берёзовую кору материалом колдовским и мистическим

В этом году школа N 110, известная сейчас как гимназия N 12 Калининского района, отмечает 55-летний юбилей. Школа гордится многими своими выпускниками, среди которых художница Ирина Степанченко. Искусствоведы называют Степанченко одной из интереснейших художников Новосибирска, работающих и экспериментирующих с берестой.

Впервые к этому уникальному природному материалу Ирина Степанченко обратилась в 1996 году. Сначала Ирина, как другие ее коллеги, работала с «лицевой» стороной бересты. В 2003 году Степанченко изобрела авторскую технику, суть которой в том, что художница создает картины на «изнаночной» стороне березовой коры.

Ирина не только работает с берестой, но и изучает этот материал. «В древнем славянском мире бересте поклонялись, считая ее колдовским материалом, — рассказывает художница. — В представлениях наших предков береза была «пограничным« деревом, ограждающим мир живых людей от потустороннего мира. Считалось, что березовые веники отгоняют и выгоняют злых духов. Именно поэтому на Руси их всегда использовали в бане».

Впрочем, сейчас, рассказывает Степанченко, ее нередко приглашают в богатые дома — просят создать интерьер из природных материалов, чтобы были учтены все нюансы: и эстетические, и экологические, и знания иного свойства, обладательницей которых является художница.

В наличии у бересты мистических свойств Ирина убедилась лично: «У меня есть картина «Мыслитель«. Это потом я ее так назвала. А сначала работа задумывалась просто как абстрактный пейзаж. Через несколько дней после того, как я выполнила эту картину, на ней проявился лик старца. Потом эту картину приобрела у меня одна моя знакомая. Она говорит, что сейчас там уже семь ликов. Тайну появления ликов она пока еще не разгадала, но уверена, что это, безусловно, какой-то знак».

Ирина говорит, что свои картины она не выписывает в простом понимании этого слова. Изображения на бересте уже написаны — природой ли, высшими силами. Их надо только увидеть.

В берестяных прожилках и изгибах Степанченко угадывает силуэт обнаженной женщины, голову птицы, очертания рыб, цветов. Работы художницы могут напоминать и средневековый гобелен, и древнюю гравюру, и даже иконопись. При этом автор в своих работах практически не использует краски. По ее утверждению, все краски уже присутствуют в картине изначально, надо их только подчеркнуть.

Помимо художественного творчества Ирина активно занимается общественной деятельностью. Например, хлопочет о восстановлении картинной галереи «Красный угол», долгое время функционировавшей в помещении ДК им. Горького, но потом закрытой.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: