80 лет назад в Новосибирске открылись первые курсы по подготовке водителей автотранспорта
Еще в 1927 году в Советском Союзе все чаще стали раздаваться призывы ученых, экономистов, государственных деятелей о необходимости развития автомобилизма.
Этого требовала сама жизнь. Без строительства дорог, автотранспортного сообщения невозможны были индустриализация и электрификация страны. Машины срочно нужны были и Красной армии. По количеству автомобилей мы сильно отставали от других стран. Если в Америке их насчитывалось в то время 32 миллиона, то в CCCР всего 18 тысяч (из них шесть тысяч неисправных). А по всему сибирскому региону колесили лишь 350 авто! «В Америке один автомобиль приходился на пять человек в среднем, а в Сибири один автомобиль на 28 тысяч человек», писала газета «Советская Сибирь».
Поэтому в конце 1927 года и в Москве, и в Новосибирске появилось добровольное Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог Автодор, которое развернуло активную работу.
В это время в Новосибирске насчитывалось 20 грузовиков (из них семь пожарных), 21 мотоцикл, 13 единиц ведомственного легкового транспорта и 22 частных легковых автомобиля. С 1926 года в нашем городе уже было открыто регулярное автобусное движение. Следовательно, появлялась новая дефицитная профессия шофёр. Поэтому 5 апреля 1928 года в столице Сибири открылись курсы по их подготовке. В газете сообщалось, что «Сибирь решила иметь своих сибирских шоферов». Желающих осваивать эту профессию оказалось вдвое больше, чем нужно, 145 человек. После тщательного отбора на курсы приняли только 79 молодых людей. Дополнительно к ним добавили несколько командированных из Автопромторга и воинов Сибирского военного округа.
Почти все поступившие были
Занятия длились целых семь месяцев! Нужно было досконально изучить устройство машин, которые любезно предоставили курсам Автопромторг и СибВО, а также правила дорожного движения, появившиеся в Новосибирске лишь в 1926 году. И хотя машин в городе в то время насчитывалось мало, но переходить дороги и тем более управлять автомобилем было небезопасно. Тут и пешеходы, и велосипедисты, и извозчики на лошадях.
Лошади, не привыкшие еще к чуду техники, того и гляди от испуга норовили броситься под колеса. Поэтому аварий в городе было достаточно много. Сбивали и давили всех подряд, даже лошадей. У многих машин в то время отсутствовали глушители, поэтому при движении стоял страшный треск. Неудивительно, что шарахались и лошади. Таким машинам позже вообще запретили передвигаться по городу. А у некоторых авто, как показал однажды техосмотр, вообще отсутствовали тормоза. Так что для этого нового вида транспорта требовались хорошие специалисты.
По окончании курсов часть выпускников брали на работу в Автопромторг, остальные устраивались по хозяйственным предприятиям.