Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Парк советского периода

12.04.2008
В сороковых годах партия сказала: «Саду цвесть», и вместо погоста появился Сад Сталина. А еще через годы его дополнили незатейливыми аттракционами и назвали Центральным парком.

Когда-то здесь стояла часовня. Небольшая деревянная церквушка, где проходили службы за упокой. Батюшки затягивали молитвы, а прихожане, утирая слезы, молча внимали каждому слову. Тут же было и кладбище. В сороковых годах партия сказала: «Саду цвесть», и вместо погоста появился Сад Сталина, окруженный деревянным забором. Здесь разбили цветники, среди деревьев проложили тропинки, снесли часовню, построив на ее месте летний кинотеатр. А еще через годы переименовали сталинский сад в Центральный парк, дополнив его незатейливыми аттракционами. И стал он излюбленным местом горожан, которые приходили сюда отдохнуть от будничной суеты, поиграть в шахматы, посмотреть кино, потанцевать и, конечно, покататься на каруселях.

На «лодочках» — в небо

Этот парк был чуть ли не единственным в городе, где можно было покружиться на «вихре», известной в народе как «цепочка», взмыть вверх на русских качелях-«лодочках» и посмотреть на наш город с высоты птичьего полета на «чертовом колесе». И еще здесь были «лошадки» — деревянные коняшки, бегающие по кругу целых три минуты, — именно столько длился полет в страну мечты.

Вход в карусельный мир стоил пятнадцать копеек. Цена символическая, установленная скорее для порядка, нежели для пополнения бюджета парка. Тогда и бюджета-то никакого у него не было: все государственное, народное. Даже мороженое стоило всего пять копеек, а аттракционы — десятник. Кино крутили бесплатно, не брал чаевые и духовой оркестр. Так что любая советская семья могла вдоволь повеселиться и отдохнуть без особого ущерба для кошелька.

Карусели почти все были механическими. Никаких пультов управления. Достаточно только дернуть за деревянную палку, которая тут же остановит те же «лодочки», подняв под ними два деревянных якоря-бруска. Медленно, чтобы лодки могли успокоиться, не выронив пассажиров. Порой люди так на них раскачивались, что, казалось, макушками задевали небо. И тогда контролеры грозили пальцем: ишь, разбаловались! Но ворчали как-то по-доброму, по-домашнему. А если хотелось «полетать» еще и еще, а копеек в кармане больше не было, то, бывало, и разрешали, если, конечно, очереди не было. Мол, катайтесь, не жалко.

Те лодочки — символ карусельной жизни горожан. На них качались дети и взрослые. Они были местом свиданий влюбленных, которые могли часами покачиваться до головокружения. А потом, разгоряченные, бродили по тропинкам парка, целовались за раскидистыми кустами, прячась за ними от посторонних глаз.

Шли годы, карусели старились, вместе с ними старели и их первые пассажиры. И вот наступило время, когда эти качели отправили в утиль. А вместе с ними демонтировали «лошадок» и «цепочку». Разве что «чертово колесо» еще крутится. А девчонки 70-х теперь трудятся здесь контролерами-операторами, отправляя за кружащимся счастьем своих внуков.

— Я в этот парк еще девчушкой молоденькой бегала, — вспоминает оператор детских паровозиков пенсионерка Августа Ивановна. — Какое было время! На этом месте, где сейчас детские карусели, стоял шахматный клуб, чуть дальше — танцплощадка. Каждые выходные оркестр играл. А народу-то сколько было! Приходили семьями. Мужички в домино или шахматы резались, женщины с детишками «воевали», молодежь на лавочках дружила или на тех же «лодочках». Бегали мы с подружками и в комнату смеха. Тогда она стояла на окраине парка. Могли часами в ней хохотать, и что удивительно: я в них всегда «росла» вширь. И когда стала взрослой, то располнела. Девчонки до сих пор смеются, мол, это зеркала надо мной пошутили: не надо было так часто туда ходить. Глупости это, наверное. А может, и нет. Сейчас комнату смеха перенесли, но я иногда туда захаживаю. Знаете, зачем? В зеркалах я вижу ту худенькую девчонку 70-х. И сразу хочется взлететь на качелях к небу, чтобы голова закружилась. Жаль, что их больше нет и, наверное, никогда не будет.

Девчонкой Юлия Николаевна каталась в Центральном парке на каруселях, теперь катает на них малышей

— Мы их тоже очень любили, — вторит ее коллега Юлия Пермякова. — Я тогда на том берегу жила, но почти каждые выходные сюда приезжала. У нас там, конечно, тоже был парк, но хотелось и в центре побывать. Приоденешься, помню, и в Центральный — на прогулку. И накатаешься, и мороженого наешься.

— «Русские качели» у нас стояли еще с 70-х годов, — рассказывает главный инженер «центрального» Станислав Жданов. — И с тех пор их никто не менял. Хотя, помню, мы находили запчасти на складе от новых «лодочек», но почему-то их тогда не установили. А эти уже совсем стали «дедушками», и нам пришлось их демонтировать. А вместе с ними и «цепочку», и «летающий самолет«, и «лифт»-кабинку, которая при раскачивании переворачивалась вокруг себя. Сейчас тех каруселей вообще днем с огнем не найдешь. Другие аттракционы появились. Некоторые — аналогичные тем же лошадкам, к примеру, «матрешка». Но есть и совсем новые модели. Было бы, может, и больше, но купить не на что. Цена самого недорогого аттракциона — миллион рублей. А где его взять? Мы же не поднимаем стоимость билетов, да и вход в парк ныне бесплатный.

Каждому времени — свои карусели

Сейчас билет на карусель стоит, конечно, не десять копеек, а от сорока до шестидесяти рублей. Но это не деньги, чтобы их можно было накопить на новый аппарат. Стоимость тех же «лошадок» доходит до двухсот тысяч евро, а за «колесо обозрения» диаметром шестьдесят метров придется выложить… два с половиной миллиона евро. Но поднимать цену на билеты руководство парка не торопится. Говорит, что для посетителей они и так «кусаются». Оттого и новых аттракционов нет, а лодочки или цепочку отремонтировать было сложно: многие заводы, которые их изготавливали, попросту закрылись. Так что запчасти на них и взять-то негде.

В любые года парки были любимым местом у малышей

По соседству с парковскими аттракционами стоят и карусели арендаторов. У них выбор побольше, но и цены выше. От ста рублей за пару минут удовольствия. Отчасти поэтому посетителей там немного. Хотя, если вспомнить луна-парк конца 70-х, чехословацкие устроители которого нас тогда дурачили своими пинг-понгами и прочими лотерейными чудесами, в нем полгорода собиралось, оставляя в кассах баснословные по тем временам суммы. Ведь за один билет приходилось выкладывать целый рубль, тогда как в обычном парке он стоил копейки.

Новосибирцы луна-парк ждали, как чудо. Он приезжал в начале лета и сворачивался в августе. Тогда горожане впервые увидели змеевидные карусели, американские горки и огромную цепочную карусель, по сути, ничем не отличающуюся от наших. Но это же Запад, а значит лучше, диковиннее. Подогревали азарт чешские сувениры, всякие ручки, шарики, какие-то шапочки и, конечно, сотни мягких игрушек, служившие призами. Правда, почему-то пластмассовые шарики пинг-понга все время выскакивали из лунок и вместо плюшевого мишки чехи одаривали нас жвачкой или чупа-чупсом. По сути, тот же леденец на палочке, но «оттуда», потому и желанный. Пугали нас в луна-парке и «комнатой страха», в темных коридорах которой таились люди в масках чудовищ и хватали нас в самый неожиданный момент за разные места. Детей до шестнадцати лет в нее не пускали: партия заботилась о психике октябрят и пионеров. Зато взрослых из этих сумрачных коридоров, как говорится, за уши было не оттащить. И ведь стоила эта ужасная зараза рубля полтора.

Чехословацкий луна-парк колесил по всей России, а потом перестал. Грянула перестройка, и людям стало не до аттракционов.

— Заводы по изготовлению аттракционов замерли, — вспоминает инженер по охране труда и безопасности Юрий Патрушев. — Товар стал невостребован. Карусели старели, никто их не обновлял. И лишь в конце 90-х это развлечение стало возрождаться. Вообще, срок годности карусели в среднем пять лет. Есть, конечно, регламент и в десять лет, но это редкость. После этого аппараты должны демонтироваться. А советские лодочки, пусть тогда и сделанные, как говорится, на века, уже раз пять как пережили свой жизненный срок. Их почти все в городе демонтировали, ведь к эксплуатации в том виде они запрещены. И вряд ли кто-нибудь возьмется их реанимировать.

Наверное, Юрий Алексеевич прав: возродить прошлое невозможно, слишком дорогое удовольствие и, наверное, никому уже не нужное. По крайней мере, молодое поколение вряд ли предпочтет новомодным картингам какие-то древние лодочки. И разве усядется тинейджер на цепочную карусель и будет монотонно кружиться? Говорят, что даже нынешние малыши порой просятся выйти из паровозика: уж слишком неинтересно им три минуты колесить по такому маленькому кругу. Им теперь что-нибудь этакое подавай, вроде ковбойских плясок рогатого быка.

Справедливости ради скажем, что пресловутая карусель «лошадки» в Центральном парке все же есть — у арендаторов. Только в миниатюре, для самых маленьких. Но почему-то спросом она не пользуется. Есть и лодочки — в саду Кирова. Только другие — металлические. И какие-то узкие и неудобные. На них до неба рукой не достанешь.

А может, это и глупости, как говорит Августа Ивановна. Каждому времени — свои аттракционы. Пройдут годы, и сегодняшние малыши, катающиеся на новомодных каруселях, вроде «Солнышка» или «Воздушного шара», будут вспоминать и любить именно их. И наверняка к тому времени не будет «Солнышка», его место займет другой аттракцион, на котором в свою очередь будут кататься их дети. А мамы и папы так же, как мы сегодня, будут с грустью вспоминать о своих первых каруселях — каруселях своего детства.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
О Новосибирске и жители, и гости порой спорят до хрипоты: одни восхищаются его мощью и размахом и искренне считают столицей Сибири, другие, наоборот, обвиняют город на Оби в том, что он серый, мрачный и скучный.
В Новосибирске уже можно кататься на горных лыжах – первый ГЛК в черте города открыл сезон. Остальные намерены начать принимать гостей в ближайшее время. Есть и невеселые новости – закрыт один из самых популярных курортов в пригороде областного центра. Подробности в обзоре VN.ru.
Губернатор Андрей Травников провёл ночное совещание в оперативном штабе, развернутом на месте коммунальной аварии в Северо-Чемском микрорайоне Новосибирска. Глава региона прервал работу на форуме «Транспорт России-2019» и срочно вылетел в Новосибирск, чтобы лично проконтролировать ход работ по восстановлению теплоснабжения в жилых домах и социальных учреждениях.
Сердце Новосибирской консерватории, главный музыкальный орган - орган разбирают на части. Инструмент с полувековой историей демонтируют и на время законсервируют. За полный цикл работ отвечают специалисты двух стран - России и Германии. Им потребуется не меньше двух лет, чтобы провести реконструкцию и вернуть орган в Большой зал консерватории.
В 2019 году в Новосибирске на четверть выросло число дефектов на теплосетях. Самая критичная ситуация наблюдается в Ленинском и Кировском районах. Тепловые сети изношены, нужно менять десятки километров труб, на это необходимы миллиарды рублей. Однако энергетики признают – пока большую часть времени у ремонтных бригад занимает устранение аварий, а не их предупреждение.
Предновогодний день 31 декабря будет рабочим по всей России. Однако Томская область решила отдыхать и перенесла рабочий день на субботу, 28 декабря, чем вызвала зависть у своих соседей – жителей Новосибирска.
x^