Оперному театру выделена сумма в 25 миллионов долларов. Астрономическая по сравнению со всеми предыдущими денежными инъекциями (за все 15 лет вялотекущего ремонта театр получил около 60 миллионов рублей). Выделенные деньги дадут возможность в короткие сроки полностью завершить реконструкцию театра. Большой зал театра предполагается закрыть на два сезона (2002-2005 гг.). После реконструкции, по утверждению директора театра Валерия Егудина, мы будем иметь театр, соответствующий уровню современных мировых стандартов.
До сих пор оперный работал на оборудовании 40-х годов - звук, свет, механика сцены не менялись практически с момента его основания. Техническое оснащение не только оставляло желать лучшего, но было просто неприлично для театра такого уровня. Дирекция не раз обращалась с этой проблемой к правительству, точнее, к правительствам:
- Они так часто менялись, что не успеешь обратиться, его уже нет, - говорит Егудин.
Нынешняя ситуация представляется директору обнадеживающей. Сам факт создания программы «Культура 2002-2005», предусматривающей выделение на культуру значительных средств (в рамках этой программы и выделены деньги оперному), дает повод говорить, что «жить мы стали иначе».
Нас прежде всего интересовало два вопроса. Во-первых, каким застанет театр зритель, пришедший туда в 2005 году? И второе, что будет с труппой в период закрытия большой сцены?
***
По словам директора, реконструкция предполагает полную замену света, звука и машинерии сцены. Что касается зала, то:
- Глобальных перемен не предполагается. Зал является памятником архитектуры и должен сохранить свой внешний вид.
Будут заменены только кресла и паркет, все остальное останется на своих местах, включая росписи, которые отреставрируют. Вопрос о наклоне пола в партере (любители театра знают, что недостаточный наклон создает большие неудобства - плохую видимость на сцену и «глухие места») пока остается открытым:
- Были проекты, предполагающие увеличение наклона на 1,5 метра к амфитеатру, - говорит директор, - но все движется, меняется, проекты устаревают. Есть несколько вариантов, которые улучшат видимость на сцену. Они обсуждаются.
***
Труппа, обещает директор, останется в целостности и нормальном жизненном тонусе:
- Труппа пока будет работать в концертном зале. Зал предполагается несколько реконструировать - сделать парадный занавес, свет, определить место под оркестр. Проект реконструкции уже есть.
Обсуждается вопрос и о возможности работать на других сценических площадках города - ДК Чкалова и ДК «Академия» (Академгородок). Предполагаются и совместные проекты с другими российскими и зарубежными театрами и выездные акции («вариант поездок в область тоже не исключен»).
- Есть у театра много предложений о зарубежных гастролях, - говорит Валерий Егудин, - Америка, Корея, Китай, Испания, Португалия... Ведутся переговоры.
Все репетиционные точки театра на период закрытия большого зала останутся в рабочем состоянии, и репетиции в них будут продолжаться.
- Сохраним старый репертуар и будем нарабатывать новый. Открываться в 2005-ом надо новыми премьерами. Премьеры будут готовиться и для малой сцены, и для большой.
***
На сегодняшний день подписан протокол об окончании реконструкции театра между областной администрацией и министром культуры Михаилом Швыдким, недавно побывавшим в городе с рабочим визитом (одной из главных целей визита и стало знакомство с ходом ремонта в оперном). Подписание окончательного договора и реальное получение денег ожидается после подготовки театром проекта технического перевооружения. (Такого проекта не оказалось, поскольку больших денег никто не ожидал, и планирование шло под тот объем денег, который приходил).
- В этом году будем иметь все, - гарантирует Егудин.
При Министерстве культуры создается дирекция, непосредственно занимающаяся ремонтом и реконструкцией здания оперного. Швыдкой привез приказ о создании такой дирекции, которую возглавит Елена Драчевская (на сегодняшний день - заместитель директора по строительству).