Новосибирск 4 °C

Растворившаяся вера

04.09.2008 00:00:00

Почему православные грузины уподобились фашистам?

Практически в каждой православной брошюре, посвящённой теме веры и суеверия, публикуются строгие указания, что православным людям впадать в суеверие негоже. Но как тут не впасть в эти самые суеверия, если они довольно часто подтверждаются?

Взять хотя бы суеверно настороженное отношение россиян к августу. Поговаривать об этом несчастном для России месяце стали после аварии подводной лодки «Курск» 12 августа 2000 года, унесшей жизни ста восемнадцати подводников. Вот тогда и вспомнили путч ГКЧП 19 августа 1991 года, положивший начало очередному трагическому периоду в истории России, и 17 августа 1998 года — день, вошедший в российскую историю под названием «чёрный понедельник», а взрыв террористами двух российских самолётов 24 августа 2004 года лишь усугубил настороженное отношение россиян к этому месяцу. И вот очередное августовское несчастье — война в Южной Осетии. Война, принесшая, несмотря на свою скоротечность, огромные жертвы среди мирного осетинского населения и неоправданно большие потери среди миротворческих российских сил. По этому поводу возникает множество «почему», но, памятуя высказывание классика грузинской литературы Шота Руставели «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны», предоставим право на анализ боевых действий военным специалистам и попробуем ответить на одно из самых кричащих и кровоточащих «почему?». А именно: почему православные пошли убивать православных? И не только убивать, а чинить над ними жесточайший произвол? Как сказал один из защитников Цхинвала: «Мы ожидали, что будет война, но мы не могли даже представить, что будут такие зверства».

Первый удел Богородицы

В древности Грузия называлась Иверия (отсюда и название знаменитого грузинского Иверского монастыря на Афоне, где была явлена чудотворная Иверская икона Божией Матери, особо почитаемая на православном Кавказе — в Грузии и Осетии). По преданию, проповедовать в древней Иверии по жребию выпало Пресвятой Богородице. Когда Дева Мария была готова отправиться в путь, Ей явился ангел Божий и повелел оставаться в Иерусалиме, пообещав, что жребий Её свершится в своё время. И хотя с Благой вестью в Иверию отправились апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, тем не менее Грузия считается первым уделом Божией Матери (второй удел — Святая Гора Афон, третий — Киевско-Печерская лавра, четвёртый — Серафимо-Дивеевский монастырь).

Грузия — одна из самых первых государств, принявших христианство в качестве официальной религии. Произошло это в начале IV века после Первого Вселенского собора. Древних святынь в Грузии множество. Так, считается, что в Грузии хранится Хитон Господень — одежда Христа, изготовленная из цельнотканой ткани, которую воины, распявшие Спасителя, решили не делить, а разыграли по жребию (Евангелие от Иоанна глава 19, стихи 23–24). С тех пор цельнотканый Хитон считается символом единства христианских народов. Согласно преданию, грузин по имени Элиоз, выкупив в Иерусалиме у воинов Хитон Господень и вернувшись в родной город Мхцету, подарил его своей сестре Сидонии. Сидония же, взяв Хитон в руки, умерла на месте от счастья. Поскольку Хитон не могли высвободить из её объятий, то она была похоронена вместе с ним. Позднее на месте погребения была построена первая в Грузии церковь в честь Двенадцати апостолов Христовых, которая в XI веке была перестроена в знаменитый собор Светицховели. Грузины считают себя хранителями Хитона Господня и верят, что рано или поздно они его обретут.

Грузинская Церковь свято чтит память 100 тысяч мучеников — жителей древнего Тбилиси. В 1225 году шах Джалал-Еддин, заняв город, вынес из Сионского кафедрального собора образы Спасителя и Пресвятой Богородицы и, положив их на узком мосту, заставлял грузин пройти по ним. Тем, кто отказывался, тут же отрубали голову. Казнь продолжалась несколько дней. Река Кура была полна трупами и красна от крови. Люди шли на эшафот целыми семьями, но ни один не осмелился наступить на иконы. Кто соприкасается с грузинами, поражается религиозности этой нации, прочности православных традиций. Некрещёных грузин не бывает, родившихся детей называют любым грузинским именем, не заглядывая в святцы, так как считается, что среди 100 тысяч обезглавленных святых мучеников были люди со всеми грузинскими именами, поэтому любое грузинское имя свято. Так как же случилось, что после нынешней краткой, но ужасающей по числу жертв, войны родился термин — «грузинский фашизм»? А свидетельство оставшихся в живых осетин о зверствах грузинских военных иначе как свидетельством о фашизме не назвать.

Очевидцы свидетельствуют

Вот так, с улыбкой, под флагом, на котором православный крест, они ехали убивать осетинских стариков, женщин и детей…

О церкви, сожжённой вместе с женщинами и детьми в Цхинвале, о разгромленном городском мемориальном кладбище уже знают многие. Но, как выяснилось, уничтожение церквей на территории Южной Осетии входило в план операции с кодовым названием «Чистое поле». Вот какая информация поступила в Интернет-рассылке «Православное обозрение»: «В селе Хетагурово Южной Осетии сожжён храм Пресвятой Богородицы. Этот уникальный православный храм Х века являлся памятником истории Южной Осетии, одним из её духовных центров. Внутри храма, сообщает Осрадио, обнаружены останки стариков. 8 августа в результате ожесточённого сопротивления пали все защитники села. Во время боя старики из села решили укрыться в храме. Люди, видимо, надеялись на Божье покровительство, на то, что грузинские солдаты, которые тоже вроде бы считают себя православными людьми, не тронут их в храме. Однако выяснилось, что грузинские войска заживо сожгли людей вместе с храмом. В этом же населённом пункте давили людей гусеницами танков. Спаслась лишь часть жителей, убежавшая в лес».

В настоящее время военной прокуратурой собраны сотни свидетельств о зверствах грузинских солдат в осетинских сёлах и в городе Цхинвале. О расстрелах мирных жителей — женщин, стариков и детей, о целенаправленной бомбёжке дороги, по которой беженцы пытались выйти из-под огня, о сжигании людей живьём, о гибели под гусеницами танка пожилой женщины, убегавшей по дороге с внуками. Некоторые очевидцы не выдерживали и от всего увиденного сходили с ума. И если древние грузины целыми семьями шли на смерть, дабы не попрать святыни, то их потомки, уничтожая семьи осетин, разрушали их дома, где практически в каждой квартире висели святые иконы. Оставшиеся в живых российские миротворцы рассказывали, как в них прямой наводкой стреляли бывшие сотоварищи из миротворческого грузинского контингента («Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Шота Руставели). Врачи Цхинвала рассказывали, как к ним в операционную привозили молодых ребят миротворцев с развороченными внутренностями: грузины в упор стреляли в пах и низ живота, умышленно делая молодых ребят калеками на всю жизнь. Сотни таких свидетельств концентрируются в один вопрос: «почему?»

Традиции — это ещё не вера

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под Солнцем», — сказал несколько тысячелетий назад мудрый Экклезиаст. Анализируя сегодняшнюю ситуацию с внешне религиозной и православно традиционной Грузией, стоит вспомнить наши российские события 90-летней давности. До сих пор вызывает удивление, каким образом благочестивая православная страна с вековыми и, казалось бы, незыблемыми христианскими традициями в одночасье поверглась в хаос братоубийственной войны. Почему русские люди мгновенно отвергли сакральные десять заповедей и ринулись убивать, жечь, грабить, независимо от того, на какой стороне они воевали: за красных или за белых. На этот вопрос многие богословы ХХ столетия ответили приблизительно так: за традициями, за внешним исполнением обрядов, которое называется обрядоверием, постепенно уходила из народного сознания живая вера. И именно эта подмена живой веры традициями, в конце концов, стала причиной того, что русский народ легко поддался на провокацию и поднял бунт против самой веры и против Бога. Вполне возможно, что нечто подобное произошло и с грузинами, вера которых просто-напросто растворилась в традициях, и потому так легко здесь прониклись призывом, открыто прозвучавшим во время правления Гамсахурдия: «Грузия для грузин!», и так легко грузинские солдаты, науськанные заокеанскими инструкторами, возомнили себя этакими «Рэмбо», очищающими родную землю от негрузин.

Главное же из этой ситуации вынести урок: а не произойдёт нечто аналогичное и с нами, только-только вновь приобщающимися к православной вере, которую у нас хотят украсть? А духовными отмычками уже вооружена и многочисленная телевизионная рать, высмеивающая всё и вся, вытаптывающая в наших душах понятия о чести, стыде, уважении к Родине, и чиновники Минобразования, сопротивляющиеся введению факультативного курса «Православная культура», и учёные мужи, обращающиеся к президенту с просьбой «Не пущать!» Желающих ограничить православную Церковь рамками некоего этнографического музея множество, имя им легион. И этот легион довольно продуктивно внедряет в нашу жизнь разработанные умными, но не любящими Россию людьми, технологии по уничтожению христианской нравственности. Что происходит с народом, эту нравственность утерявшим, наглядно показала грузинская агрессия против Южной Осетии. Остаётся надеяться, что, в конце концов, грузины поймут, что же произошло на самом деле, вспомнят своих святых предков, не жалеющих жизней ради своей веры, и дадут оценку своему нынешнему лидеру, как когда-то это сделала немецкая нация по отношению к Гитлеру. А когда наступит время и будет обретен Хитон Господень, то он окажется таким же цельнотканым, а не разодранным на части, и православные народы России и Кавказа протянут друг другу руки, и добро восторжествует над злом в подтверждение слов Шота Руставели: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: