Новосибирск 7.7 °C

Куда мы катимся?

16.02.2001 00:00:00

Заметки на полях интервью руководителя новосибирского транспорта

 Всякий кулик за свое болото переживает - как бы не высохло. И нет для него страшнее легенды, чем о явлении доброго мелиоратора болотному народу. Придет такой улыбающийся дядя с ласковыми глазами, посмотрит на годами создававшуюся среду обитания и скомандует: «Так, значится, приступаем к реформам. С завтрашнего дня ольху объединяем с осиной - обе на «о» и по пять букв. Вон ту кочку с лягушками французам в аренду сдаем под ресторан - это ж деньжищи какие, а? Газ болотный, что со дна идет, тут один мужик предлагает для заправки лодочных моторов использовать - отдаем вон тот сектор болота ему, нехай заправляет. Как - разве обычно бензином заправляют? Ничего, на газе дешевле будет - и громче. Что бы еще такого придумать-то?»

Одно спасение у кулика в таком разе - бежать. Уносить ноги, крылья и прочие органы. Ибо судьба у уютного и обжитого болота при таком к нему активном подходе одна и называется она - тоска болотная...

Это, разумеется, присказка: всякие совпадения с реальными людьми и событиями чисто случайны.

Из интервью вице-мэра Новосибирска Владимира Кривушкина газете «Новая Сибирь» от 09.02.2001: «Что касается реорганизации автотранспортных предприятий, то совершенно очевидно, что те площади и мощности, которые были созданы в советское время, сегодня в таком объеме уже не нужны. Сократилось количество подвижного состава, и оказалось, что производственная база превышает необходимую потребность. Существенно изменился в последнее время и рынок пассажирских перевозок. Исходя из этих обстоятельств, мы приступили к реорганизации ПАТП, то есть к их слиянию».

Странно... Независимо от времени - советское оно или антисоветское - необходимая городу транспортная потребность определяется количеством населения и площадью городской территории, а уж никак не численностью подвижного состава. Именно с учетом реальной потребности специалистами и была создана сеть предприятий городского транспорта, равномерно покрывающая все районы. Новосибирск со времен советской власти не уменьшился ни в размерах, ни в числе горожан - откуда в таком случае появились лишние ПАТП?

Давайте сравним нашу ситуацию с соседями. Вот, к примеру, город Кемерово: вдвое меньше Новосибирска, работают четыре автобусных парка и один таксопарк. В Новосибирске до недавнего времени было восемь автобусных парков и два таксопарка - все в точности соответствует необходимости. Только что кемеровчане свой транспорт берегут и развивают, а мы свой начали вырубать под корень.

Владимир Кривушкин: «Мы уже провели объединение ПАТП-8 и ПАТП-9. Сейчас проводим работу по слиянию ПАТП-4 и ПАТП-5».

В данном случае здесь явная опечатка - речь идет о набившем оскомину за несколько последних лет слиянии двух городских таксопарков ПАТП-5 и ПАТП-6. К чему приведет такое мероприятие, предсказать несложно: это все равно, что объединить в одно государство Армению с Азербайджаном. Или Израиль с Палестиной. Дело в том, что эти коллективы органически не переваривают друг друга - и не только в силу естественной конкуренции, но и исторических причин, о которых сейчас нет смысла распространяться. В лучшем случае насильно присоединенные просто разбегутся: сегодня водитель высшей квалификации всегда найдет работу в частном извозе. А городу что - такие кадры лишние?

К тому же именно в данном случае роль мэрии выглядит, прямо скажем, неприглядно. Оба коллектива успешно пережили реформы, исправно платили налоги в бюджет и, что самое важное, не требовали дотаций. Но в течение нескольких последних лет с подачи мэрии и ее структур машины ПАТП-5 и ПАТП-6 были вытеснены с самых прибыльных маршрутов, переданных... правильно, частному извозу. 11-й, 12-й, 13-й, 27-й, 30-й - список потянет не на одну строчку. А теперь уже департамент господина Кривушкина пытается ликвидировать одно из предприятий - дескать, упали доходы и так далее. В чьих интересах это делалось и делается, можно только догадываться.

Если брать в целом, то пока что вся политика нового вице-мэра по объединению подведомственных ему организаций напоминает действия мужика, отрубающего себе ногу, дабы сэкономить на ботинках. По какой отрасли медицины проходит такая экономия? Недавно в транспортном экстазе слились ПАТП-8 в Октябрьском районе и ПАТП-9 в Дзержинском. В итоге город фактически потерял одно из лучших (как по доходу, так и по регулярности движения) предприятий - «восьмерку». И ради чего?

Владимир Кривушкин: «На базе ПАТП-8 будет развернут комплекс по переводу муниципального транспорта на газомоторное топливо. В этом направлении первые шаги уже делаются - три автобуса переведены...»

Непроизвольный жест - обмахиваю уши, сбрасывая повисшую на них бесплатную лапшу. В свое время мне довелось познакомиться с экипажем первого городского ПАЗика, переведенного на газ - госномер в519хм из ПАТП-8, 601-й маршрут. Ну, присобачили к машине несколько газовых баллонов на крышу, благодаря чему этот ПАЗик по сей день можно узнать за километр. Этим все и кончилось - оказалось, что нужны эти баллоны автобусу, как сибирской корове бюстгальтер. Заправляться газом негде, движок на нем тянет еле-еле: в общем, как ездил тот ПАЗик на бензине, так на нем по сей день и ездит.

В свое время перевести часть городского транспорта на газ пытался могучий московский мэр Лужков. И даже при его финансовых возможностях, несопоставимых с новосибирскими, ему пришлось плюнуть на это дело и отступиться - не по зубам оказался орешек. В Новосибирске когда-то пробовали применить сжиженный газ на легковых такси - тот же результат. Ибо только сеть газовых заправок, которую надо строить с нуля, влетит в такую сумму, что мало не покажется, - да и комплект газового оборудования на автобус далеко не в копейки обходится.

Так что по большому счету весь газовый проект вице-мэра, похоронивший ПАТП-8, выеденного рубля не стоит. Ради чего тогда весь сыр-бор?

Владимир Кривушкин: «Площадка ПАТП-8 будет сдана в аренду предприятию «Новосибирскнефтегазпереработка», и впоследствии это будет уже не муниципальное предприятие. Сейчас мы этот вопрос согласовываем с комитетом по управлению имуществом.

ПАТП-1 тоже будет ликвидировано «как класс», потому что держать в Центральном районе такую большую площадку на таком месте, где муниципалитет может получить гораздо больше дивидендов, нереально...»

Вот это другой разговор. Насколько мне известно, последний раз «как класс» ликвидировали моих дедов на Украине в начале 30-х годов за излишки земли: хороши шуточки вице-мэра!

Давайте назовем вещи своими именами, хотя бы для наших читателей: речь господин Кривушкин ведет О РАЗРУШЕНИИ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ВЫВОДЕ ЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПЛОЩАДЕЙ ИЗ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Как выразился по сему поводу в свое время другой транспортный чиновник, «нам и коммерсанты всех перевезут...»

Забавно: что у одного вице-мэра на уме, то у другого на языке. За день до интервью господина Кривушкина на страницах «Красного проспекта, 34» (газета мэрии, публикуемая на площадях «ВН») выступил вице-мэр Николай Терехов: «...приватизируем неликвидные объекты, которые требуют больших капвложений. Либо убыточные низкорентабельные муниципальные предприятия... Из нежилых помещений предполагается приватизировать только два перед Центральным рынком: место престижное, здесь планируется создать офисно-торговый центр».

Заметьте, объекты у Центрального рынка конкретно не названы - так, вроде бы пара нежилых хибарок у базара... А на деле речь идет о помещениях ПАТП-1 и бывшей автобазы горэлектротранспорта, занимаемой ныне спасательной службой СПАС-001. Получается, что спасение людей в чрезвычайных ситуациях у нас низкорентабельно, а автобусный транспорт и вообще убыточен - ату их?

Кто спорит - с точки зрения такой логики вице-мэров нерентабельным впору считать и ношение брюк, поскольку их можно продать и получить энную сумму. А в каком виде после этого гулять по улицам - не суть важно.

А может, в самом деле господин Терехов прав: продадим - разбогатеем? По его же словам, за приватизацию неиспользуемого метрополитеновского тупика далеко не в самой престижной точке города у станции метро «Заельцовская» город запросил 8,8 миллиона рублей. А тут действительно золотое место: центр, рынок, метро рядом! По неофициальным данным, предыдущему мэру предлагали за территорию ПАТП-1 70 миллионов рублей - на мой взгляд, вполне реальная цифра.

Из приложения 2 к решению городского Совета от 31.01.2001: «Недвижимое имущество: здания и сооружения по ул. Гоголя, 13 (адрес ПАТП-1 - С.К.). Ожидаемое поступление средств от приватизации - 4,6 млн рублей».

Как бы это поделикатнее назвать? Дешевле разве что отдать эту территорию просто даром. А за недвижимость спасателей на улице Крылова, 26 запросили еще более смешную сумму - 3,9 миллиона... При такой, прости господи, финансовой политике быть нам без транспорта, без денег, зато с весьма оптимистичными вице-мэрами. Так, по утверждению господина Кривушкина, «сегодня надо обновить примерно 30 процентов муниципального парка», в то время как реальный его износ превышает 70 процентов, а по междугородным автобусам, к примеру, является практически стопроцентным. Понятно, что вице-мэр - человек в сфере городского транспорта относительно новый (до этого - глава администрации Дзержинского района), но хоть немного-то можно владеть ситуацией в подведомственной сфере?

И, наконец, лучший, на мой взгляд, пассаж из цитируемого интервью. Уважаемый Владимир Алексеевич, Вам слово: «Ни на 2001, ни на 2002 год не предполагается включение ПАТП в планы приватизации».

Вот так. Одного ПАТП мы уже лишились вместе с утрачивающей муниципальный статус территорией. Еще минимум два ПАТП сегодня стоят на очереди на уничтожение. Здания и участок ПАТП-1 продаем в 2001 году по дешевке и получаемый от них мизерный доход в официальном документе учитываем как средства от приватизации. А наш транспортник номер один с серьезным видом утверждает, что ничего подобного не предполагается - какая такая еще приватизация?..

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: