Садиться в такую машину - одно удовольствие: широкая подножка, высокая кабина, передняя дверца, открывающаяся не вперед, как у современных машин, а в обратную сторону. А вот сидеть как-то непривычно: диванчик узковат, высоковат, лобовое стекло маленькое, сверху на нем маячит одинокий «дворник», с места водителя, как мне кажется, ничего не видно, кроме огромного черного капота.
Этот автомобиль называется «М-1», «эмка». Выпущен он в 38-м году и является вместе с другими машинами данной марки патриархом советского автомобилестроения.
На нашей «эмке», как рассказал мне заведующий реставрационно-конструкторской лабораторией общественной организации «Ретротехника» Александр Зверков, в конце тридцатых годов разъезжало по Новосибирску начальство НКВД. После войны машину списали. Она долго ржавела в ведомственном гараже где-то за городом. Два года назад об антикварной машине узнали энтузиасты из «Ретротехники», попросили подарить им «старую рухлядь», перегнали ее в город. В лаборатории перебрали двигатель, покрасили, отлакировали. Сейчас легендарная «эмочка» выглядит не хуже, чем новенькая. Между тем по сибирским дорогам за свою долгую жизнь она набегала ни много ни мало - полмиллиона километров.
Всего в базе данных новосибирского общественного объединения «Ретротехника» значится 341 автомобиль и 76 мотоциклов. Все они выпущены до 1950 года.
Самый старый в городе мотоцикл «Д РАД» (Германия) был выпущен в 1926 году. Он до сих пор ездит.
Две трети коллекционных машин новосибирского клуба ретротехники - отечественные. Из импортных больше всего немецких и американских. Почти все немецкие - трофейные, приехавшие в наш город по дорогам войны.
«Lincoln Zephyr», предположительно 1944 года выпуска |
- Там даже на болтах выбито «opel», - рассказывает заместитель председателя «Ретротехники» Леонид Чернобай. - Это настоящая раритетная машина.
«Мерседес» 30-х годов |
Автомобильные раритеты - вещи чрезвычайно дорогие. Упомянутый выше «Крайслер», например, может стоить на рынке тысяч двадцать долларов. Правда, в сибирской глубинке вряд ли найдется на него покупатель, способный выложить такую сумму. Зато отечественным автомобильным антиквариатом у нас торгуют весьма оживленно, обмениваясь коллекционным товаром с соседними городами. «Москвич-400» 48-го года выпуска «в оригинале» (если детали его не были заменены) стоит 4 тысячи «зеленых». «Победа» «в оригинале» - в два раз дороже.
Такую машину купил недавно для своей коллекции известный новосибирский предприниматель, один из королей бензинового рынка. Они с машиной ровесники: ему 50, и ей столько же. Автомобиль «ЗИМ», известный в народе под названием «членовоз», 56-го года выпуска, если он на ходу, тянет на 120 тысяч рублей - так же, как новая хорошая иномарка. Антикварные мотоциклы тоже дороги. За «БМВ» 49-го года хозяева заламывают цену от 5 до 10 тысяч марок. Один коллекционер некоторое время назад купил чешскую «Чезетту» 50-х годов за 7 тысяч. Но это не самая дорогая модель.
«ГАЗ-67» 40-х годов |
В собственности клуба сейчас находятся военный джип «ГАЗ-68-Б», представительская машина «М-1» и два мотоцикла: «БМВ» и «ИЖ». Два человека изъявили желание продать «Ретротехнике» «Мерседес» и «Шевроле» 30-х годов. Да вот где на них деньги найти. Иных источников, кроме «складчины» из собственных карманов, у энтузиастов из общественного объединения нет.
«Шевроле» 30-х годов. США |
Возможно, скоро в «Ретротехнике» появятся грузовики. В селе Краснозерском на заброшенной машинно-тракторной станции обнаружили «ГАЗ-АА» - знаменитую «полуторку» 38-го года выпуска; «ЗИС-5» (тот самый, который во время войны возил войсковые минометы) и «ГАЗ-51». Надо только найти возможность транспортировки этих автомобильных памятников в лабораторию для реставрации.
- Грузовых машин тех времен почти не осталось, - рассказывает Леонид Чернобай. - Списанные грузовики, особенно военные, давили танками. Уцелели единицы. И то чудом.
Сейчас в реставрационно-конструкторской лаборатории «Ретротехники» восстанавливают «М-463» выпуска 30-х годов, так называемую «эмку-пикап». Это тоже очень редкая машина. Возможно, даже единственная сохранившаяся. Отреставрированный раритет, скорее всего, будет продан автозаводу в Нижнем Новгороде. Эта сделка, как надеется Леонид Чернобай, положит начало коммерческой деятельности общественного объединения «Ретротехника». На вырученные деньги члены объединения смогут осуществить свою давнюю мечту - открыть в Новосибирске музей старинной автомототехники.