Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Эх, прокачу!

16.02.2001
Две трети коллекционных машин новосибирского клуба ретротехники - отечественные. Из импортных больше всего немецких и американских. Почти все немецкие - трофейные, приехавшие в наш город по дорогам войны...

 Садиться в такую машину - одно удовольствие: широкая подножка, высокая кабина, передняя дверца, открывающаяся не вперед, как у современных машин, а в обратную сторону. А вот сидеть как-то непривычно: диванчик узковат, высоковат, лобовое стекло маленькое, сверху на нем маячит одинокий «дворник», с места водителя, как мне кажется, ничего не видно, кроме огромного черного капота.

Этот автомобиль называется «М-1», «эмка». Выпущен он в 38-м году и является вместе с другими машинами данной марки патриархом советского автомобилестроения.

На нашей «эмке», как рассказал мне заведующий реставрационно-конструкторской лабораторией общественной организации «Ретротехника» Александр Зверков, в конце тридцатых годов разъезжало по Новосибирску начальство НКВД. После войны машину списали. Она долго ржавела в ведомственном гараже где-то за городом. Два года назад об антикварной машине узнали энтузиасты из «Ретротехники», попросили подарить им «старую рухлядь», перегнали ее в город. В лаборатории перебрали двигатель, покрасили, отлакировали. Сейчас легендарная «эмочка» выглядит не хуже, чем новенькая. Между тем по сибирским дорогам за свою долгую жизнь она набегала ни много ни мало - полмиллиона километров.

Всего в базе данных новосибирского общественного объединения «Ретротехника» значится 341 автомобиль и 76 мотоциклов. Все они выпущены до 1950 года.

 Самый старый автомобиль в Новосибирске - американский «Крайслер» 1928 года выпуска. У него деревянные колеса. Историю о том, как раритетное авто попало в столицу Сибири, никто не знает. Вернее, с этой историей происходит сейчас детективная история, подробности которой покрыты мраком. Дело в том, что сразу три человека претендуют на право называться хозяевами старинной машины и каждый из них выдвигает свою версию того, почему именно он - законный владелец. «Крайслер» не на ходу. Хотя его можно отремонтировать.

Самый старый в городе мотоцикл «Д РАД» (Германия) был выпущен в 1926 году. Он до сих пор ездит.

Две трети коллекционных машин новосибирского клуба ретротехники - отечественные. Из импортных больше всего немецких и американских. Почти все немецкие - трофейные, приехавшие в наш город по дорогам войны.

«Lincoln Zephyr», предположительно 1944 года выпуска
 В личном гараже в одном из сел области стоит «Опель-адмирал» - немецкая машина представительского класса. Отец нынешних хозяев этого автомобильного антиквариата, на фронте бывший военным водителем-механиком, в самом конце войны захватил в плен немецкого генерала вместе с автомобилем. Отважному бойцу, пользовавшемуся особой благосклонностью начальства, позволили взять трофей себе. На нем своим ходом победитель и вернулся домой. После войны генеральская машина еще много лет возила картошку с огорода нового хозяина. Потом сломалась. Старый солдат все собирался «опель» починить, но так и не успел - умер 10 лет назад. Сейчас раритетом владеют двое его сыновей. Они тоже хотят отремонтировать авто и мечтают продать его за «большие бабки». Успеют или нет? Ведь сыновья ветерана сами уже в преклонных летах.

- Там даже на болтах выбито «opel», - рассказывает заместитель председателя «Ретротехники» Леонид Чернобай. - Это настоящая раритетная машина.

«Мерседес» 30-х годов
 Старинная машина имеет коллекционную ценность лишь в том случае, если у нее не только кузов, но и все детали «родные». Если же кузов - от одного автомобиля, двигатель - от другого, остальные запчасти - от третьего, это уже не автоантиквариат, а так, старая рухлядь. Для того, чтобы придать старым машинам цену, умельцы кустарным способом в домашних мастерских вытачивают детали, идентичные тем, которые стояли на автомобилях во времена их «молодости», используют для этого сохранившуюся техническую документацию тех лет.

Автомобильные раритеты - вещи чрезвычайно дорогие. Упомянутый выше «Крайслер», например, может стоить на рынке тысяч двадцать долларов. Правда, в сибирской глубинке вряд ли найдется на него покупатель, способный выложить такую сумму. Зато отечественным автомобильным антиквариатом у нас торгуют весьма оживленно, обмениваясь коллекционным товаром с соседними городами. «Москвич-400» 48-го года выпуска «в оригинале» (если детали его не были заменены) стоит 4 тысячи «зеленых». «Победа» «в оригинале» - в два раз дороже.

Такую машину купил недавно для своей коллекции известный новосибирский предприниматель, один из королей бензинового рынка. Они с машиной ровесники: ему 50, и ей столько же. Автомобиль «ЗИМ», известный в народе под названием «членовоз», 56-го года выпуска, если он на ходу, тянет на 120 тысяч рублей - так же, как новая хорошая иномарка. Антикварные мотоциклы тоже дороги. За «БМВ» 49-го года хозяева заламывают цену от 5 до 10 тысяч марок. Один коллекционер некоторое время назад купил чешскую «Чезетту» 50-х годов за 7 тысяч. Но это не самая дорогая модель.

«ГАЗ-67» 40-х годов
 Мода коллекционировать автомобили, давно и прочно укоренившаяся на Западе, еще не дошла до России. Тем не менее в Новосибирске есть пара-тройка не бедных любителей, имеющих в своих гаражах по нескольку автомобильных раритетов. Один наш земляк, например, собрал коллекцию антикварных «членовозов» 30-х годов: «ЗИС-101», «ЗИС-110» и более поздняя модификация - «ЗИЛ». Другой коллекционер имеет три мотоцикла: «М-72», «ИЖ-56», «ИЖ-49». Все они выпущены в конце 40-х годов. Самое интересное: они ездят. В частном владении находится и «Форд» 38-го года выпуска, на котором ездил директор Чкаловского завода. Еще один интересный экземпляр - американский «Линкольн Зефир» 44-го года выпуска. Эти машины были выпущены маленькой партией, и теперь их остались единицы во всем мире. К сожалению, новосибирский «Зефир» коллекционной ценности не имеет, так как от раритета у него только кузов. Все остальные детали от ГАЗ-51.

В собственности клуба сейчас находятся военный джип «ГАЗ-68-Б», представительская машина «М-1» и два мотоцикла: «БМВ» и «ИЖ». Два человека изъявили желание продать «Ретротехнике» «Мерседес» и «Шевроле» 30-х годов. Да вот где на них деньги найти. Иных источников, кроме «складчины» из собственных карманов, у энтузиастов из общественного объединения нет.

«Шевроле» 30-х годов. США
 Между прочим, «Ретротехника» делает еще одно благородное дело: в реставрационно-конструкторской лаборатории под руководством Александра Зверкова занимаются два десятка детей. Их родители ничего не платят за приобщение ребятишек к технике.

Возможно, скоро в «Ретротехнике» появятся грузовики. В селе Краснозерском на заброшенной машинно-тракторной станции обнаружили «ГАЗ-АА» - знаменитую «полуторку» 38-го года выпуска; «ЗИС-5» (тот самый, который во время войны возил войсковые минометы) и «ГАЗ-51». Надо только найти возможность транспортировки этих автомобильных памятников в лабораторию для реставрации.

- Грузовых машин тех времен почти не осталось, - рассказывает Леонид Чернобай. - Списанные грузовики, особенно военные, давили танками. Уцелели единицы. И то чудом.

Сейчас в реставрационно-конструкторской лаборатории «Ретротехники» восстанавливают «М-463» выпуска 30-х годов, так называемую «эмку-пикап». Это тоже очень редкая машина. Возможно, даже единственная сохранившаяся. Отреставрированный раритет, скорее всего, будет продан автозаводу в Нижнем Новгороде. Эта сделка, как надеется Леонид Чернобай, положит начало коммерческой деятельности общественного объединения «Ретротехника». На вырученные деньги члены объединения смогут осуществить свою давнюю мечту - открыть в Новосибирске музей старинной автомототехники.

Резонанс
Новости
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников рассказал подробности о заключенном в Москве концессионном соглашении по строительству четвертого моста через Обь. Переговоры продолжались до последнего дня, и подписанный документ предусматривает возможность расторжения соглашения, если не будет получено федеральное финансирование в размере 26 млрд рублей без ущерба для бюджета Новосибирской области.
Новым главным тренером «Сибири» стал 52-летний Владимир Юрзинов, тренировавший новосибирский клуб более десяти лет назад. Павел Зубов, назначенный на пост главного тренера в апреле, отправлен в отставку после неудовлетворительных результатов клуба в КХЛ.
В Новосибирске 62-летняя жительница Бердска умерла во время пластической операции. В частной клинике инцидент не комментируют, ссылаясь на врачебную тайну, однако родственники уже подали обращение в Росздравнадзор.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников посетил НГУ в рамках проекта «Диалог на равных». Руководитель области выступил с докладом «Вклад молодежи в социально-экономическое развитие региона», ответил на вопросы студентов и лидеров органов студенческого самоуправления и молодежных общественных организаций.
За незаконный сбор денег с родителей учеников на ремонт и нужды школы директор привлечен к административной ответственности. Решение суда — штраф в размере 30 тысяч рублей.
В этом году 700 жительниц Новосибирской области лечились от бесплодия за счет средств фонда ОМС. Какова эффективность программы ЭКО в регионе, и до какого возраста женщины могут принять в ней участие, узнали корреспонденты ОТС.