Новосибирск 0.5 °C

Если учитель сошел с ума

21.02.2001 00:00:00

 Как недавний выпускник Новосибирского педагогического университета, могу сказать, что у некоторых будущих педагогов, как бы это помягче выразиться, эмоционально-психическое состояние явно не в равновесии находится - всякие есть люди. А ведь в школу их все равно возьмут. И вот такая проблема возникла в одной из школ Дзержинского района.

Правда, Лариса Борисовна (имя изменено), учительница начальных классов, до сего инцидента в школе проработала лет шесть и вот вдруг повела себя несколько странно. А может быть, и не вдруг: два года назад в городской комитет по образованию обратилась мама одной из первоклассниц той же школы. Она рассказала, что ее дочь без видимой причины сделалась нервной, раздражительной, стала бояться засыпать в темноте. Из обрывочных рассказов девочки мать заключила, что на происходящее как-то влияет школьная учительница, и попросила специалистов разобраться. Те побывали у Ларисы Борисовны на уроке, ничего подозрительного не заметили и посоветовали родительнице поискать корень неприятностей в собственном доме.

Два года все было спокойно, а теперь страсти разгорелись снова, но сейчас переполошились уже все родители одного из вторых классов.

А началось все примерно так же: несколько родителей один за другим заметили странности в поведении детей, страх перед темнотой, а главное - агрессивное настроение и заявления типа: «Вы меня не любите и я не буду вас слушаться». При этом некоторые ребятишки добавляли, что так сказала Лариса Борисовна, и вообще - только она одна их любит. Дальше - больше: несколько мам и пап обнаружили в тетрадях детей изображение солнца во весь лист, а посередине надпись, сделанную явно не детским почерком: «Это я - Лариса Борисовна. Я тебя люблю».

Но этим дело не кончилось. Однажды вечером весь класс не вернулся домой вовремя. Как потом объяснила учительница, время после занятий она потратила на уборку класса, правда, то, что увидели родители, прибежавшие в шесть часов в школу, уборку напоминало мало. Из кабинета доносилась приглушенная органная музыка, дверь была закрыта на ключ. Когда на стук взволнованных родственников учительница открыла дверь, свет в классе не горел, а дети сидели за партами, опустив головы на руки. В ответ на резонный вопрос: "Что здесь происходит? Почему темно?" Лариса Борисовна повернулась к классу: "Дети, разве у нас темно?". На что второклассники дружно ответили: "Нет, у нас светло!"

В учительской тоже заговорили о "странностях" коллеги, сначала осторожно, а потом все громче и чаще. Дошло до того, что ей в открытую предложили отдохнуть и подлечиться, возможно -- даже у психиатра. Лариса Борисовна, как ни странно, согласилась: мол, с нервами что-то не в порядке, правда, так никуда и не пошла. Как рассказали педагоги школы, "что-то не в порядке" -- не то слово. Резкие перепады в настроении тридцатилетней учительницы стали бросаться в глаза: то ни с кем не разговаривает или жалуется на семейные неприятности, ходит мрачная, а то, наоборот, впадает чуть ли не в состояние эйфории, говорит о посетившем ее просветлении и целует всех подряд. Во время одного из таких "приступов" Лариса упомянула какое-то общество, по всей видимости, секту, куда она ходит вместе с матерью. В другой раз принесла в учительскую фотографии своего кота, стала говорить, как она его любит, а потом сказала, что это ее муж, причем именно на этом настаивала. Ну ладно, мужа котиком назвать, но кота мужем -- это уже слишком! Поэтому никто из коллектива не удивился, когда родители провели внеочередное собрание, на котором потребовали отстранить Ларису Борисовну от работы с детьми. в свое оправдание учительница сказала, что работала с детьми по собственной методике.

Требование родителей специалист городского управления образования Ирина Застрожина назвала вполне законным и оправданным:

-- Любые экспериментальные программы и методики, с которыми учитель работает в классе, по закону должны быть прежде всего сертифицированы, согласованы с администрацией и родителями, а те, в свою очередь, вправе решить, нужно ли это их ребенку. В данном случае речь идет не об образовательной программе, а какой-то методике, связанной с психологическим воздействием, а право на такие эксперименты в школе имеют только узкие специалисты: психологи, социологи. И опять же с ведома родителей. Ситуация действительно угрожающая: у детей младшего школьного возраста психика особенно неустойчива, они легко поддаются внушению. Да, у нас действительно не существует какого-то контроля за учителями, но справедливости ради стоит сказать, что такие случаи единичны. Решение по каждому конкретному поводу имеет право и должен принять директор школы.

Главный педиатр города Наталья Балваненко считает проблему сумасшедших учителей довольно редкой:

-- За время своей работы в Новосибирске я таких случаев не припомню. А вот в Красноярске, по-моему, в прошлом году была какая-то история. Там учительница решила сделать весь класс вегетарианцами. Ее поведение расценили как угрожающее здоровью школьников, тем более, что по нормативам до 14 лет детям противопоказаны вообще любые диеты, кроме специальных лечебных. В случае с Ларисой Борисовной есть явная угроза посихическому здоровью детей. Тем более что любая навязанная в этом возрасте идея может превратиться в навязчивую. Родители имеют полное право требовать отстранения педагога от работы с классом, а детей лучше всего показать профессиональному психологу.

Директор школы, о которой идет речь, отправил-таки "просветленную" учительницу в отпуск с настойчичивым пожеланием обратиться к врачу. Недавно Лариса Борисовна заходила в школу, сказала, что действительно проходит какое-то лечение, после которого обещала вернуться к прежним обязанностям.


Подписка на анонсы рубрики 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: