Новосибирск 0.1 °C

Владимир Старостенко: Каркас экономики должен быть прочным

23.02.2001 00:00:00

О чем говорили под стук колес на встрече в президентском поезде

 Видимо, не скоро наступит тот момент, когда рабочий день начальника Западно-Сибирской железной дороги Владимира Ивановича Старостенко перестанет плавно перетекать в ночь, а будет заканчиваться, как и положено, в 17.00 или хотя бы в... 20.00. Увы, груз забот не отпускает со службы пока раньше 22-х.

Стремительный и плотный график работы Старостенко, частые поездки оставляют журналистам мало шансов для подготовки обширного интервью. Но для «Вечерки» Владимир Иванович нашел время, тем более что повод для публикации был серьезный: визит президента России Владимира Владимировича Путина в Сибирь, знакомство с Транссибом, ночное совещание в президентском поезде, состоявшееся во время переезда из Омска в Томск.

Тем более что народная молва и бойкие газетенки успели нагородить вокруг визита столько сплетен и домыслов, что за формой (не всегда достоверной) скрылось содержание.

А суть происшедшего намного важнее вопроса: прятался за сугробом охранник или нет, протирали спиртом кабину электровоза или нет и т.д. и т.п.

Суть визита и встречи президента с сибиряками в том, как будет жить завтра железная дорога, наш регион в целом.

Почему на поезде?

 В.И. Старостенко: Не так уж часто руководители нашего государства пользовались железнодорожным транспортом для поездок по стране. Но Владимир Владимирович Путин почти за два года своего президентства - уже второй раз. Если помните, первая поездка была во время визита на Демиховский завод (выпускает электропоезда). Развитие этого завода для железных дорог страны - наиважнейший вопрос. Теперь он единственный: другой завод находится в Риге, теперь, так сказать, - за границей. Вот тогда президент и проехал на электропоезде.

И вот - второе знакомство с железной дорогой в качестве главы государства - поездка по Транссибу. Возникла необходимость посетить Томск, Омск. Для экономии времени провести ночное совещание в специальном президентском поезде.

А так как Владимир Владимирович Путин придает большое значение Транссибу, речь на ночном совещании под стук колес шла о тарифах, о реформировании российских железных дорог.

Что является основой российской экономики?

 В.И. Старостенко: Выступая на совещании, президент начал с того, что еще раз подчеркнул значение магистрали для России в целом и для Сибири в частности.

Причем значение магистрали по логике развития мировой экономики должно возрастать, и произойти это должно в сфере грузовых перевозок между странами Тихоокеанского региона и Европой. Кроме того, исторически сложилось, что вдоль железной дороги сконцентрирована основная социально-производственная инфраструктура Сибири, и ее развитие определяется именно деятельностью магистрали. Это, так сказать, регионообразующая дорога.

Кстати. Геоэкономическая ситуация такова, что в сфере наземных перевозок между Европой и странами Дальнего Востока Транссиб - вне конкуренции. Другого такого пути просто нет. Что касается авиации - там много других маршрутов, а значит возможностей для выбора. А Транссиб уникален. И этим нужно пользоваться.

В.И. Старостенко: Так, отметив значение Транссиба для развития России в будущем, президент поблагодарил железнодорожников за стабильную работу.

А затем разговор пошел о наболевшем - тарифной политике. О том, что тарифы не должны ложиться тяжелым бременем на товаропроизводителей и должны регулироваться государством. Собственно мы, железнодорожники, можем смело, положа руку на сердце, сказать: наши тарифы всегда повышались в последнюю очередь и всегда отставали от общего индекса цен. Но тем не менее и они тяжелы для товаропроизводителя.

Необходимо также учитывать характер грузов: перевозка готовой продукции должна стоить дороже, сырья - дешевле (например, уголь - как груз Сибири особый, социально значимый).

Следует постепенно выровнять внутренние и экспортные тарифы, но сделать переход плавным, сбалансированным.

Причем эти действия, как было подчеркнуто выступавшими, не должны осложнить работу отрасли.

Чтобы не наступать на грабли дважды

 В.И. Старостенко: О реформе российских железных дорог доложил министр Николай Емельянович Аксененко.

Напомню вкратце суть предстоящих перемен.

*Разделение функций Министерства путей сообщения и компании Российские железные дороги (РЖД). МПС занимается стратегическими проблемами, а РЖД - непосредственно хозяйственной деятельностью.

*Выделение пассажирского комплекса (убытки за год в России - около 40 миллиардов рублей, на Западно-Сибирской железной дороге - 1,9 миллиарда, из них 620 миллионов рублей - пригородное сообщение).

*Компания РЖД должна быть создана с условием, что сто процентов ее собственности находится в руках государства. Нужно законодательно закрепить, записать, что ни одна акция ни при каких обстоятельствах не будет продана кому-то.

Кстати. Речь идет о граблях, на которые мы в России успели наступить в процессе приватизации. К примеру, существует целая россыпь авиакомпаний, владеющих одним самолетом или половиной (крыла), контролировать политику которых либо сложно, либо просто невозможно. К чему может привести подобная «приватизация», можно видеть на примере Ставропольского аэропорта, который, попав в частные руки, просто перестал отвечать требованиям безопасности. И здесь железнодорожники абсолютно правы, желая сохранить то лучшее, что было сделано прежде.

В.И. Старостенко: В Министерстве экономики уже раздавались призывы создать в каждом регионе свою компанию. Но из этого ничего хорошего не выйдет: тарифный разнобой, а он, в случае самостоятельности региональных компаний, появится обязательно, вряд ли поможет нашей экономике.

А вот если удастся провести в жизнь принципы, о которых говорилось выше, - эффективность железных дорог повысится, а это, в свою очередь, поможет снизить уровень инфляции, появится больше возможностей для экономического роста.

Кстати. Из Великой депрессии США выходили, активно строя автомобильные дороги. Учитывая нашу территориальную специфику и особое значение Транссибирской магистрали, нам, видимо, важнее развивать железнодорожную сеть.

В.И. Старостенко: В общем, все основные предложения по тарифам и реформированию МПС, за исключением деталей, были одобрены на совещании. В заключительном слове президент поддержал предложение о создании единого органа по регулированию тарифов в естественных монополиях.

Западно-Сибирская железная дорога:
как найти золотую середину?

 В.И. Старостенко: Реформа МПС - это стремление избежать тех ошибок, что уже сделаны. Применительно к нашей дороге можно сказать, что мы должны найти золотую середину между интересами экономики России, региона и интересами своего трудового коллектива (между прочим, самого крупного в регионе).

Создание региональных центров управления перевозками дает возможность работать эффективнее. Свой центр мы уже создали. Это - плюс. А вот то, что наши фонды изношены в среднем наполовину, - это минус. Самый красноречивый факт. Все 170 электровозов серии ЧС Барабинского локомотивного депо полностью выработали свой ресурс. Есть в России добротные современные локомотивы, но нет средств на их приобретение.

Социальная сфера: мы по праву гордимся своими объектами здравоохранения, образования; недавно созданный центр нейрохирургии - один из лучших не только в стране, но и в мире. Но вся сфера нуждается в постоянной поддержке.

Как ни крути, серьезные инвестиции в отрасль нужны.

Президентский поезд: байки и... правда

 В.И. Старостенко: Тут журналисты из бойкой центральной газеты так усердно перемешали и достоверную информацию о президентском поезде, досужие домыслы и чуть ли не анекдоты, что до сути событий и не добраться.

Здесь и якобы спиртом кабину электровоза протирали, и скорость-то я регулировал всю ночь, и ехали мы ни много ни мало - 120 километров в час. Читаю все это и удивляюсь.

Ну, во-первых, существует регламент прохождения подобных поездов, где, между прочим, оговаривается время убытия и прибытия. И не ехали мы нигде со скоростью 120 километров в час, и скорость я не регулировал, а только интересовался графиком.

Тот же регламент прохождения поезда, к примеру, включает в себя предрейсовый осмотр электровоза не слесарем, а мастером или начальником цеха.

Важно отметить, что сам поезд удобен для работы: в вагоне, где проходило совещание, отличная слышимость, оборудование для слайдов.

Мы спрашивали у президента после окончания поездки, есть ли у него замечания. Путин сказал, что все было нормально, замечаний нет.

Я вообще не понимаю, зачем внимание акцентировать на бытовых, второстепенных вопросах, тем более что содержательная часть визита президента была достаточно серьезной. Сейчас уже точно можно сказать, что реформе на железной дороге дан зеленый свет. Причем именно в том ее варианте, в котором будет полезен и российскому обществу, и самим железнодорожникам.

Беседовал Юрий БЕЛОУСОВ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: