Новосибирск 0.5 °C

«Поздравляйте нас скорее — нам сегодня ровно пять»

25.11.2008 00:00:00

Творческому объединению «Артистическое созвездие» исполнилось пять лет. И артисты сразу нескольких новосибирских театров («Глобуса», «Старого дома», театра Афанасьева) получили хороший повод собраться и устроить «карнавальный вечер в кругу друзей».

На сцене ДК имени Дзержинского выступили Наталья Тищенко и Денис Малютин, Андрей Бутрин и Татьяна Шуликова, Мария Александрова и Сергей Безродных. Все эти актеры время от времени встречаются в проектах «Артистического созвездия» («АРТС«), разыгрывают антрепризы, реализуя свои творческие фантазии и мечты.

Главный «дирижер»-вдохновитель юбилейного вечера, заслуженный артист России и художественный руководитель «АРТС» Евгений Важенин дал установку: встретить праздник весело, оптимистично, «с чувством законной гордости и глубокого удовлетворения». Так оно и получилось — встретили торжественно, шумно… Можно даже сказать, с шиком и блеском.

«Тсс!.. Аркадий Исаакович на сцене!»

Первым из почетных гостей, поднявшихся на сцену ДК, был… незабываемый Аркадий Райкин. Обратившись к зрителям и «ветеранам Созвездия», он заговорил об искусстве театра вообще и высокой роли режиссера в частности. Отметил, что сегодня победил режиссерский театр, что каждый современный спектакль по сути является авторской режиссерской работой.

— Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство, — напомнил знаменитый юморист, в каждой шутке которого, как всегда, присутствовала… доля шутки. — Всех режиссеров объединяет только одно: неукротимое желание поправить чужой спектакль.

Не беда, если «порой зритель не понимает артиста, артист не понимает, что имел в виду режиссер, а критик улыбается при встрече и теребенькает свое пончо». Даже в таких особо тяжких случаях унывать не стоит. Может быть, непонятый, но «глубоко философский спектакль» со временем победит косность мышления, взорвет штампы и совершит революцию в искусстве? Кто знает?..

Как только Аркадий Райкин удалился за кулисы, на сцене засиял «Серебряный шар», и Виталий Вульф принялся рассказывать истории из жизни звезд театра и кино:

Как-то раз, беседуя с Фаиной Георгиевной Раневской, я спросил ее о работе в театре… Спросил: чего же она искала? «Искусство!» — ответила она. «Ну и как, нашли?» «Да, — ответила она. И уточнила: — В Третьяковской галерее»…

Действительно, без такого процесса, как творческий поиск, без такого качества, как требовательность к себе и другим не родится ничто по-настоящему ценное. Необходимое зрителю, как хлеб насущный. Ведь, в конце концов, «зачем люди приходят в театр? Поплакать, посмеяться, подумать». И для того, чтобы стать художником, надо быть актером «от Бога». Недаром Фаина Раневская на все просьбы: «Помогите стать актером!» отвечала: «Бог поможет»…

К поздравлениям знаменитостей присоединился исполняющий обязанности руководителя департамента культуры Новосибирской области Владимир Миллер.

— Спектакли «Артистического созвездия» я всегда смотрю с большим удовольствием, — сказал Владимир Григорьевич. — Ведь то, что делает Евгений Важенин (он же — Аркадий Райкин, он же — Виталий Вульф, и вообще — целый театр в лице одного актера. — Прим. авт.), то, что он изобретает — это всегда очень интересно. Мастера остаются мастерами и в большом спектакле, и в антрепризе. Бывает, театр «прячет» актеров за декорациями, за световыми и звуковыми эффектами. А когда человек выходит на сцену, ничем не приукрашенную, когда актер со своими эмоциями остается один на один со зрителем — это несравнимо сложнее и ответственнее…

«Был такой случай…»

Атмосфера юбилейного капустника — атмосфера самая благодатная для того, чтобы рассказать анекдоты, байки о закулисной жизни. В день своего пятилетия участники «Артистического созвездия» могли себе это позволить.

— Вот такой случай мне поведала однокурсница, актриса Театра Российской армии, — вспоминает Андрей Бутрин. — Однажды в Подмосковье они показывали спектакль «Карлсон, который живет на крыше». Как в театре играют чудеса? За границей используется сложная современная техника, а у нас, как правило, за чудеса отвечают монтировщики. Представьте себе: на сцене — окно, за которым должна пролететь кукла Карлсона по натянутой струне, а потом актер, который играет Карлсона, выходит на сцену… И вот во время спектакля кукла застревает — точно перед окном. Намертво. Монтировщики судорожно пытаются что-то делать, но кукла застряла — и все тут. Выхода нет! Наконец, появляется на сцене актер, который играет Карлсона, смотрит за окно и невозмутимо говорит: «Ну что, брат, висишь?..»

Наталья Орлова, заслуженная артистка России, звезда спектаклей «Зайчиха Изаура», «Прибей меня, голубчик!», «Не открывайте дверь незнакомцу» и др., была столь отважна, что поведала историю о себе самой:

— В те времена, когда ТЮЗ переехал в новое здание, у нас был спектакль «Дурочка» по пьесе Лопе де Вега. Я играла в нем служанку. В одной из сцен я приносила героине письмо, лежавшее у меня здесь. (Деликатным жестом актриса указала на сокровенные дамские места, которые в старину поддерживались корсетом. — Прим. авт.) И вот я на сцене. Рукой — туда… Письма нет! Опускаю руку ниже… еще ниже… Зал хохочет! Я в ужасе. Что делать?! Текст из головы вылетает напрочь. Но — выручает актерская смекалка. Своими словами в стихах, как могу, сочиняю фразу: «Несла письмо, но где-то потеряла. В груди моей оно, увы, застряло!»

А вот еще одна байка, посвященная «безумству храбрых». Этот случай произошел в те времена, когда к октябрьским праздникам принято было ставить спектакли на революционную тему.

— Помню сцену одного из таких спектаклей, — рассказывает актриса Светлана Потемкина. — Возвышение, гора, куда белогвардейцы приводили красногвардейца и расстреливали его… Был укреплен специальный трос, и красногвардеец, красиво умирая, падал назад с обрыва. А сзади стоял монтировщик и ловил артиста. Но на одном из спектаклей монтировщик Вася выпил, но, понимая, что работу делать надо, всё же встал на положенное место. Когда красногвардеец, красиво вскрикнув, полетел, Вася промахнулся и артиста не поймал. В итоге красногвардеец на тросе описал в воздухе дугу, приземлился обратно, на исходную точку, и понимая, что попал впросак, выдал импровизацию: «Революцию не убьешь!»

В общем, прав был режиссер Евгений Важенин, когда говорил: актерский талант на сцене творит чудеса.

А если серьезно, главное чудо театра — приоткрывать сердца и души, заставлять сочувствовать и сострадать. Напоминать о том, что «самая большая загадка — сам человек, его жизнь, и всё, что в этой жизни происходит».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: