Творческому объединению «Артистическое созвездие» исполнилось пять лет. И артисты сразу нескольких новосибирских театров («Глобуса», «Старого дома», театра Афанасьева) получили хороший повод собраться и устроить «карнавальный вечер в кругу друзей».
На сцене ДК имени Дзержинского выступили Наталья Тищенко и Денис Малютин, Андрей Бутрин и Татьяна Шуликова, Мария Александрова и Сергей Безродных. Все эти актеры время от времени встречаются в проектах «Артистического созвездия» («АРТС«), разыгрывают антрепризы, реализуя свои творческие фантазии и мечты.
Главный
«Тсс!.. Аркадий Исаакович на сцене!»
Первым из почетных гостей, поднявшихся на сцену ДК, был незабываемый Аркадий Райкин. Обратившись к зрителям и «ветеранам Созвездия», он заговорил об искусстве театра вообще и высокой роли режиссера в частности. Отметил, что сегодня победил режиссерский театр, что каждый современный спектакль по сути является авторской режиссерской работой.
Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство, напомнил знаменитый юморист, в каждой шутке которого, как всегда, присутствовала доля шутки. Всех режиссеров объединяет только одно: неукротимое желание поправить чужой спектакль.
Не беда, если «порой зритель не понимает артиста, артист не понимает, что имел в виду режиссер, а критик улыбается при встрече и теребенькает свое пончо». Даже в таких особо тяжких случаях унывать не стоит. Может быть, непонятый, но «глубоко философский спектакль» со временем победит косность мышления, взорвет штампы и совершит революцию в искусстве? Кто знает?..
Как только Аркадий Райкин удалился за кулисы, на сцене засиял «Серебряный шар», и Виталий Вульф принялся рассказывать истории из жизни звезд театра и кино:
Действительно, без такого процесса, как творческий поиск, без такого качества, как требовательность к себе и другим не родится ничто
К поздравлениям знаменитостей присоединился исполняющий обязанности руководителя департамента культуры Новосибирской области Владимир Миллер.
Спектакли «Артистического созвездия» я всегда смотрю с большим удовольствием, сказал Владимир Григорьевич. Ведь то, что делает Евгений Важенин (он же Аркадий Райкин, он же Виталий Вульф, и вообще целый театр в лице одного актера. Прим. авт.), то, что он изобретает это всегда очень интересно. Мастера остаются мастерами и в большом спектакле, и в антрепризе. Бывает, театр «прячет» актеров за декорациями, за световыми и звуковыми эффектами. А когда человек выходит на сцену, ничем не приукрашенную, когда актер со своими эмоциями остается один на один со зрителем это несравнимо сложнее и ответственнее
«Был такой случай »
Атмосфера юбилейного капустника атмосфера самая благодатная для того, чтобы рассказать анекдоты, байки о закулисной жизни. В день своего пятилетия участники «Артистического созвездия» могли себе это позволить.
Вот такой случай мне поведала однокурсница, актриса Театра Российской армии, вспоминает Андрей Бутрин. Однажды в Подмосковье они показывали спектакль «Карлсон, который живет на крыше». Как в театре играют чудеса? За границей используется сложная современная техника, а у нас, как правило, за чудеса отвечают монтировщики. Представьте себе: на сцене окно, за которым должна пролететь кукла Карлсона по натянутой струне, а потом актер, который играет Карлсона, выходит на сцену
И вот во время спектакля кукла застревает точно перед окном. Намертво. Монтировщики судорожно пытаются
Наталья Орлова, заслуженная артистка России, звезда спектаклей «Зайчиха Изаура», «Прибей меня, голубчик!», «Не открывайте дверь незнакомцу» и др., была столь отважна, что поведала историю о себе самой:
В те времена, когда ТЮЗ переехал в новое здание, у нас был спектакль «Дурочка» по пьесе Лопе де Вега. Я играла в нем служанку. В одной из сцен я приносила героине письмо, лежавшее у меня здесь. (Деликатным жестом актриса указала на сокровенные дамские места, которые в старину поддерживались корсетом. Прим. авт.) И вот я на сцене. Рукой туда
Письма нет! Опускаю руку ниже
еще ниже
Зал хохочет! Я в ужасе. Что делать?! Текст из головы вылетает напрочь. Но выручает актерская смекалка. Своими словами в стихах, как могу, сочиняю фразу: «Несла письмо,
А вот еще одна байка, посвященная «безумству храбрых». Этот случай произошел в те времена, когда к октябрьским праздникам принято было ставить спектакли на революционную тему.
Помню сцену одного из таких спектаклей, рассказывает актриса Светлана Потемкина. Возвышение, гора, куда белогвардейцы приводили красногвардейца и расстреливали его Был укреплен специальный трос, и красногвардеец, красиво умирая, падал назад с обрыва. А сзади стоял монтировщик и ловил артиста. Но на одном из спектаклей монтировщик Вася выпил, но, понимая, что работу делать надо, всё же встал на положенное место. Когда красногвардеец, красиво вскрикнув, полетел, Вася промахнулся и артиста не поймал. В итоге красногвардеец на тросе описал в воздухе дугу, приземлился обратно, на исходную точку, и понимая, что попал впросак, выдал импровизацию: «Революцию не убьешь!»
В общем, прав был режиссер Евгений Важенин, когда говорил: актерский талант на сцене творит чудеса.
А если серьезно, главное чудо театра приоткрывать сердца и души, заставлять сочувствовать и сострадать. Напоминать о том, что «самая большая загадка сам человек, его жизнь, и всё, что в этой жизни происходит».