Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Они сражались за Родину

23.02.2001
Экспозиция музея истории Западно-Сибирской железной дороги, посвященная Великой Отечественной войне: цифры и факты.Четырнадцать железнодорожников Западно-Сибирской дороги удостоены звания Героя Советского Союза.

Дню защитника Отечества посвящается

Экспозиция музея истории Западно-Сибирской железной дороги,
посвященная Великой Отечественной войне: цифры и факты

 * Парадокс этой телеграммы в том, что она должна была появиться не под грифом «Не подлежит оглашению», а под грифом «Всем! Всем! Всем!» Потому что касалась всех и каждого. Но у войны свои законы.

*В центре одного из стендов фотоснимок из газеты «Железнодорожник Кузбасса», на котором изображен митинг в Инском паровозном депо, посвященный выступлению Сталина по радио. Тысяча деповчан подали заявления с просьбой отправить их в действующую армию, 400 человек ушли на фронт добровольцами, 120 из них не вернулись с полей сражений.

*В 1941-1942 годах в локомотивных депо Сибири было построено 11 бронепоездов. Укомплектованные бригадами западносибирских железнодорожников, они сражались на Кавказе, Курской дуге, под Костромой, Ростовом, Житомиром, Киевом, дошли до Нижней Силезии.

 *Михаил Иосифович Ольшевский работал в энергетическом хозяйстве дороги, на фронт попал с первых дней войны. В июле 1941 года был ранен. После лечения в госпитале воевал под Москвой, участвовал в знаменитом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. Затем Волховский фронт, бои под Ленинградом.

В июне 1942 года часть, в которой служил Ольшевский, попала в окружение. Во время боев он был ранен и попал в плен. Прошел через лагеря, оказался в Бельгии, работал на шахте, откуда вместе с группой военнопленных Ольшевскому удалось бежать.

Из бежавших советских военнопленных создавались партизанские отряды, которые впоследствии объединились в единую бригаду. Двумя группами этой бригады командовал Михаил Иосифович Ольшевский. В сентябре 1945 года сибиряк вернулся домой, долгие годы работал на железной дороге. Сейчас на пенсии.

*И.Т. Гевленко работал в локомотивной бригаде специального поезда маршала Жукова. Рассказывал: так случилось, что в разговоре машинист пожаловался Георгию Константиновичу на то, что мать в деревне задушили налогами, корову, все забрали. Жуков по своим каналам решил проблему - корову вернули.

 * С первых дней войны на железных дорогах Западной Сибири новое развитие получило Лунинское движение (увеличение межремонтного пробега поездов). В 1943 году Николай Лунин на свои деньги, что причитались ему в качестве Сталинской премии, купил тысячу тонн угля и сам доставил его в только что освобожденный Сталинград.

*Эпиграфом к стенду «Трудовой подвиг женщин-железнодорожниц» стали слова: «Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну их чашу положить военный подвиг наших солдат, а на другую - трудовой подвиг советских женщин, то чаши этих весов, наверное, стояли бы вровень» (из приветствия ЦК КПСС по случаю Международного женского дня 8 Марта).

На Томской дороге хорошо известны имена женщин - машинистов паровозов: Н.М. Орловой (Новосибирское депо), З.А. Летуновской (Инское депо), Р.И. Кулагиной (депо Тайга). Надежда Орлова и Зоя Летуновская стали инициаторами вождения поездов по «кольцу», тем самым увеличивался среднесуточный пробег локомотивов, ускорялся их оборот. В результате с меньшим числом паровозов было перевезено большее количество грузов.

*Четырнадцать железнодорожников Западно-Сибирской дороги удостоены звания Героя Советского Союза.

Материалы подготовлены
старшим научным сотрудником музея истории
Западно-Сибирской железной дороги
Владимиром Константиновичем ИЗМАЙЛОВЫМ














Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Макет нового здания Ледового дворца спорта, включая транспортные развязки и станцию метро «Спортивная», представлен на выставке в новосибирском «Экспоцентре». 22 мая там начал работу большой VIII Международный Сибирский транспортный форум.

Обозреватель «Советской Сибири» решила рассказать об испытаниях, через которые имеют неудовольствие ежедневно проходить пассажиры общественного транспорта в Новосибирске. Надеемся, что статья поможет отраслевым чиновникам посмотреть на эти вещи глазами простых горожан. Давайте вместе подумаем, как нам сделать проезд в автобусе привлекательнее, чем на личном авто. Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №21 от 22 мая 2019 года.
Мощный заряд града обрушился во второй половине дня на левый берег Новосибирска. Горожане, возвращавшиеся на работу с обеда, безуспешно пытались укрыться зонтиками и под деревьями.
Традиционный крестный ход, приуроченный ко Дню славянской письменности и культуры, пройдет по Новосибирску 26 мая. Тысячи человек пойдут от Вознесенского кафедрального собора до собора Александра Невского – почти все центральные улицы города будут перекрыты с 11.00 до 14.00. Время перекрытия и список улиц публикует VN.ru.

На охоту за браконьерскими сетями вышли инспекторы рыбохраны. Новосибирская область присоединилась к всероссийской акции «День без сетей» на реке Обь.
Споры о том, какая из библиотек области старше всех, не умолкают. Первые сибирские книгохранилища выживали в экстремальных условиях: кочевали по особнякам и квартирам, закрывались по финансовым причинам, страдали от пожаров и дождей, но вновь и вновь распахивали двери для читателей. С почетном списке долгожителей — библиотеки имени Толстого, Чехова, Гоголя... Однако не многие знают, что самая старая библиотека Западной Сибири находится в Куйбышеве (прежнее название города — Каинск). Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №21 от 22 мая 2019 года.