Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Они сражались за Родину

2001-02-23

Дню защитника Отечества посвящается

Экспозиция музея истории Западно-Сибирской железной дороги,
посвященная Великой Отечественной войне: цифры и факты

 * Парадокс этой телеграммы в том, что она должна была появиться не под грифом «Не подлежит оглашению», а под грифом «Всем! Всем! Всем!» Потому что касалась всех и каждого. Но у войны свои законы.

*В центре одного из стендов фотоснимок из газеты «Железнодорожник Кузбасса», на котором изображен митинг в Инском паровозном депо, посвященный выступлению Сталина по радио. Тысяча деповчан подали заявления с просьбой отправить их в действующую армию, 400 человек ушли на фронт добровольцами, 120 из них не вернулись с полей сражений.

*В 1941-1942 годах в локомотивных депо Сибири было построено 11 бронепоездов. Укомплектованные бригадами западносибирских железнодорожников, они сражались на Кавказе, Курской дуге, под Костромой, Ростовом, Житомиром, Киевом, дошли до Нижней Силезии.

 *Михаил Иосифович Ольшевский работал в энергетическом хозяйстве дороги, на фронт попал с первых дней войны. В июле 1941 года был ранен. После лечения в госпитале воевал под Москвой, участвовал в знаменитом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. Затем Волховский фронт, бои под Ленинградом.

В июне 1942 года часть, в которой служил Ольшевский, попала в окружение. Во время боев он был ранен и попал в плен. Прошел через лагеря, оказался в Бельгии, работал на шахте, откуда вместе с группой военнопленных Ольшевскому удалось бежать.

Из бежавших советских военнопленных создавались партизанские отряды, которые впоследствии объединились в единую бригаду. Двумя группами этой бригады командовал Михаил Иосифович Ольшевский. В сентябре 1945 года сибиряк вернулся домой, долгие годы работал на железной дороге. Сейчас на пенсии.

*И.Т. Гевленко работал в локомотивной бригаде специального поезда маршала Жукова. Рассказывал: так случилось, что в разговоре машинист пожаловался Георгию Константиновичу на то, что мать в деревне задушили налогами, корову, все забрали. Жуков по своим каналам решил проблему - корову вернули.

 * С первых дней войны на железных дорогах Западной Сибири новое развитие получило Лунинское движение (увеличение межремонтного пробега поездов). В 1943 году Николай Лунин на свои деньги, что причитались ему в качестве Сталинской премии, купил тысячу тонн угля и сам доставил его в только что освобожденный Сталинград.

*Эпиграфом к стенду «Трудовой подвиг женщин-железнодорожниц» стали слова: «Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну их чашу положить военный подвиг наших солдат, а на другую - трудовой подвиг советских женщин, то чаши этих весов, наверное, стояли бы вровень» (из приветствия ЦК КПСС по случаю Международного женского дня 8 Марта).

На Томской дороге хорошо известны имена женщин - машинистов паровозов: Н.М. Орловой (Новосибирское депо), З.А. Летуновской (Инское депо), Р.И. Кулагиной (депо Тайга). Надежда Орлова и Зоя Летуновская стали инициаторами вождения поездов по «кольцу», тем самым увеличивался среднесуточный пробег локомотивов, ускорялся их оборот. В результате с меньшим числом паровозов было перевезено большее количество грузов.

*Четырнадцать железнодорожников Западно-Сибирской дороги удостоены звания Героя Советского Союза.

Материалы подготовлены
старшим научным сотрудником музея истории
Западно-Сибирской железной дороги
Владимиром Константиновичем ИЗМАЙЛОВЫМ














Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
08.04.2021 Видео
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год