Новосибирск 4 °C

Тарифы будто рифы

23.02.2001 00:00:00

Коль с бедных нечего взять, теперь возьмутся за богатых

Фото из журнала "Огонек"

 Потеснив, хотя, думается, и ненадолго, горевшие последние месяцы «страсти по реструктуризации энергетической отрасли, на повестке дня вновь утвердилась жилищно-коммунальная реформа, тоже попортившая немало крови россиянам.

Напомним, что стартовавшая в 1992 году согласно ее концепции реформа должна была финишировать еще в 1997 году. И главным результатом этого пятилетнего марафона должен был стать переход жилищно-коммунального хозяйства на полную самоокупаемость. Иными словами, подняв планку платежей населения до уровня себестоимости затрат на содержание, или, как еще принято именовать эту процедуру, эксплуатацию жилья, планировалось возложить эти затраты на жильцов, сняв бремя расходов, которые приравнивались к затратам на оборону страны, с государства.

Думается, нет нужды объяснять, почему реформа ЖКХ застопорилась, с грехом пополам одолев за отведенные ей пять лет 20 процентов от намеченного роста жилищно-коммунальных тарифов: несопоставимыми оказались планируемые расходы на оплату жилья и коммунальных услуг подавляющей части населения с его доходами.

Столь же мало результативным оказался и второй «круг» реформы. И сегодня, когда по плану реформы жильцы должны оплачивать 80 процентов затрат на содержание своего дома, по статданным, сумели достичь этой отметки в 15 регионах из 89. Еще в 54 регионах тарифы достигают уровня 60 процентов. Новосибирск же относится к числу остальных территорий, где население оплачивает жилье на уровне меньше половины себестоимости затрат. Но и при этом в прошлом году, после повышения тарифов, за субсидиями обратилось более 72 тысяч горожан, и расходы на эти субсидии из городского бюджета составили почти 30 млн рублей. Не секрет, однако, что фактически семей, в которых расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 20 процентов от общего бюджета, значительно больше. И на нынешний год эти затраты на субсидии возрастут, по оценкам специалистов, как минимум в три раза.

Кроме непомерно выросших тарифов, других признаков без малого на десять лет растянувшейся реформы горожане не видят, считая, что качество обслуживания жилья практически не изменилось. И можно ли ставить это в вину жильцам, если текущие кровли их «крепостей», затопленные подвалы, не говоря уже об испытаниях холодом в промерзших квартирах нынешней зимой, напрочь заслоняют старания жилищников прибавить в качестве.

Не больше реальных сдвигов и в части сокращения затрат за счет экономии, энергосберегающих технологий и прочих замыслов концепции, оставшихся на бумаге.

И что пользы говорить, к примеру, об экономии той же воды, которой вдвое больше, считают в Горводоканале, тратят горожане, если нет приборов учета ее расхода. И хотя опыт показывает, что оснащение счетчиками потребителей значительно сократило бы расходы той воды и, следовательно, затраты на ее оплату, дальше разговоров дело не идет. Более других заинтересованному в установке такого прибора жильцу он не по карману, а поставщику услуг, который рассчитывает объем своих услуг «на глазок», тратиться на такие приборы ни к чему.

Еще безнадежней ситуация с теплосчетчиками, установка которых невозможна при нынешней схеме разводки внутридомовых сетей.

Надо ли удивляться, что не удалось на пути реформы обуздать, как планировалось, тарифы, а федеральный стандарт затрат на содержание жилья вырос за эти годы более чем в два раза.

Соответственно увеличился и разрыв в сопоставимости доходов населения с расходами на оплату жилья.

И хотя эта несопоставимость была очевидна еще на старте реформы, «наверху» обнаружилось это, как следует, только теперь. И в результате обсуждения проблемы жилищно-коммунального хозяйства президента с правительством, состоявшегося после сибирской поездки Владимира Путина, правительству дано поручение подготовить программу модернизации жилищно-коммунального комплекса. И, возможно, уже в ближайшее время наиболее обеспеченные слои населения будут оплачивать коммунальные услуги в полном объеме, то есть на 100 процентов от их себестоимости.

На подобное решение вопроса депутаты Новосибирского городского Совета замахивались не раз. Однако, рассудив, что непросто будет доказать состоятельность тех 10 процентов земляков, которые, по статистике, являются не бедными и им вполне по силам оплачивать свое жилье, зачастую состоящее из нескольких квартир, от идеи такого дифференцированного подхода к оплате, когда богатый платит за жилье полностью, отказывались. Но, видимо, теперь, после команды президента, не остается ничего другого, как взять под козырек.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: