Новосибирск 8.5 °C

Страх улицы

04.12.2008 00:00:00

«Вы почему сели пьяным за руль? Потому и сел, что стоять не могу».

Когда читаешь криминальные сводки, когда смотришь разбросанные по всем каналам ТВ многочисленные «ЧП», «Чистосердечные признания», смех застревает в горле от таких анекдотов. Пьяные за рулем — российское бедствие. Как это бывает? Да элементарно.

Проехал по обочине

Тридцатилетний Евгений Шевченко в апреле в половине первого ночи следовал на «газели», которой он управляет по доверенности, по улице Станционной. Как сказано в протоколах, «на технически исправном автомобиле, в условиях неограниченной видимости, сухого асфальтного покрытия, при искусственном освещении, с включенным ближним светом фар». Но «со скоростью, превышающей установленное ограничение в городе».

А теперь показания свидетелей.

«Около половины первого ночи я находился на парковке у остановки «Бетонный завод» на улице Станционной. Купил стаканчик кофе и шел к своей машине. И тут увидел приближающуюся бортовую «газель». Скорость у нее была очень большая. «Газель» ударила мою машину в левую заднюю часть, мой автомобиль отбросило в сторону, по инерции он продвинулся вперед и задел стоящий там «Опель». А «газель», продолжая быстро двигаться, ударила «Субару».

Продолжает водитель «Опеля»: «Я находился в машине своего знакомого в стоящем впереди автомобиле «Субару». Было тихо, дорога пустая. Вдруг услышал рев двигателя и сильные звуки двух ударов и почти сразу удар сбоку. Мы увидели пролетевшую на скорости «газель». И в тот же момент она ударила стоящий впереди ВАЗ. Водитель этой машины сидел боком, опустив ноги на землю. Мы еще ничего не поняли, но видели, как дальше «газель» сбила пешехода, его отбросило на проезжую часть. А «газель« вынесло на островок безопасности, где она налетела на еще один ВАЗ. Я выскочил из машины, водителя уже держали сотрудники ДПС, их машина находилась тут же. Водитель был сильно пьяный».

Сбитый и отброшенный на дорогу пешеход помнит лишь, как «газель» ударила несколько припаркованных автомобилей и «летела» прямо на него. Он успел сделать всего один шаг, дальше ничего не помнит, очнулся на асфальте, но не мог встать. Его увезла «скорая», диагноз — ушиб головы. А что с водителем который сидел боком? Он пил чай, когда увидел эту «газель», она неслась на огромной скорости. Он не успел убрать ноги. Почувствовал удар, упал, попытался встать, но не смог. Наверное, в тот момент он не почувствовал боли. Но увидел, что его ноги перебиты, пришлось делать ампутацию. Как сказано в заключении медицинской судебной экспертизы, «множественные открытые переломы обеих костей обеих голеней с травматическим отрывом нижних конечностей, сопровождающиеся травматическим шоком 3-й степени».

Представьте себе лишь на секунду, как все это произошло, представьте человека, который своими глазами видит, но еще не может осознать, что он стал калекой, инвалидом… И эта пьянь, искалечившая человека, на суде отказывается от показаний, используя свое право, данное Конституцией, которое позволяет не свидетельствовать против себя! В тот момент, когда все случилось, он даже не знал, что сбил еще и пешехода. Суд квалифицировал действия Шевченко по части первой статьи 264 Уголовного кодекса, как нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом суд отметил, что Шевченко, находясь в состоянии алкогольного опьянения, действовал с «преступным легкомыслием», сознавая, что не имеет права управлять автомобилем в таком состоянии, «однако самонадеянно рассчитывая на предотвращение наступления вредных последствий». И какое, вы думаете, наказание последовало? Два года условно с двухгодичным же испытательным сроком! И на полтора года лишение права управлять транспортным средством. Это, увы, рядовой и не самый страшный случай даже не на дороге, а рядом — так сказать, на обочине.

«Её сначала забросило на капот»

В прошлом четверговом номере мы рассказывали о немотивированной агрессии многих наших водителей. Пьянство за рулем беда еще большая, впрочем, и то, и другое неразделимо. От пьяни на дороге не спасают ни возросшие штрафы, ни камеры в ИВС, куда стали изолировать выпивших ездоков, ни, тем более, призывы к совести, увещевания и иные формы уговоров. Людей давят и калечат везде — на проезжей части, на остановках, на островках безопасности, на пешеходных переходах. И даже на тротуарах, по которым, при удивительном равнодушии ГАИ, сейчас разъезжают авто.

Еще один лихач светлым теплым июльским вечером при неограниченной видимости сбил девушку на пешеходном переходе на площади Маркса. Вот как это случилось, по показаниям свидетельницы.

Она шла от магазина «Кристалл» в сторону ГУМа, когда услышала визг тормозов, глухой удар и увидела, как что-то подлетело перед капотом «Тойоты» синего цвета. Свидетельница подбежала. Пострадавшая без сознания лежала на животе, голова повернута набок, из уха текла кровь. Водитель «Тойоты» объехал девушку и скрылся. Другие свидетели видели, что девушка переходила улицу на переходе «в темпе спокойного шага» и на нее наехала машина. Девушку сначала забросило на капот, а когда «Тойота» притормозила, она упала на проезжую часть. Какие могут быть повреждения после такого «полета»? Конечно, черепно-мозговая травма, многочисленные переломы — тяжкий вред здоровью.

Водитель «Тойоты» скрылся. Его быстро нашли дома, уже «в сильном алкогольном опьянении», свидетели запомнили номер машины. Дмитрий Ошаров твердил, что за рулем был трезвый. Вроде после наезда на человека сильно испугался, приехал домой, послал друзей, которые с ним были в машине, за водкой, чтобы снять стресс. Тот приятель, что сидел сзади, говорил, что он слышал удар, но «не придал этому значения». Видимо, не хотел подводить дружка. Суд не принял во внимание объяснения насчет кристальной трезвости. К тому же Дмитрий Ошаров, по его собственному признанию, уже лишался прав за управление машиной в состоянии опьянения. К тому же за это происшествие еще до суда он был подвергнут административному наказанию и тогда не отрицал, что был пьян. Ошаров был взят под стражу в зале суда, но сейчас уже отбыл свое наказание — девять месяцев в колонии-поселении. Скоро закончится и срок лишения его водительских прав.

«Преступное легкомыслие» как неосторожность

Банально убеждать водителей, что пить за рулем запрещено. Но они обязаны знать еще один пункт Правил дорожного движения: «Запрещено употреблять алкогольные напитки после дорожно-транспортного происшествия, к которому причастен водитель». Вообще банально бесконечно повторять прописные истины о том, что автомобиль и дорога — зона повышенной опасности, беспрерывно говорить о «преступном легкомыслии», о «противоправной установке», о «пренебрежительном отношении к человеческой жизни»…

Не знаю, как для дисциплинированных водителей, но для пешеходов такие водилы просто враги рода человеческого. В самом прямом смысле! Выходишь на улицу и не знаешь, на каком переходе встретишь такого пьяного маньяка! Если суды употребляют такие слова, как «преступное легкомыслие», но наказывают «преступников» столь мягко, значит, что-то у нас не то с законами, значит, где-то проскакивает то самое «пренебрежительное отношение к жизни человека».

Почему водители садятся пьяными за руль, думаю, понятно. Таков, увы, наш российский менталитет. Но пьяниц больше именно среди любителей, а не водителей-профессионалов. Впрочем, не удалось найти хоть какое-то исследование хоть как-то анализирующее, почему все-таки наши водители столь «легкомысленны». «Пьют из-за своей дурости, — сказал водитель — любитель с двадцатилетним стажем, — и пьют многие. Надеются на авось, на то, что в случае чего договорятся с гаишником. Для таких закон надо ужесточать».

Если слова, взывание к совести не помогают, если российская традиция пить везде, пить всегда стоит железобетонно, надо действовать все более жестко. Да, меры принимаются, но как-то хаотично. Кое-кого помещают в ИВС, но чаще всего — это злостные неплательщики штрафов. Начали активнее лишать на время водительских прав, сильнее штрафовать, но, судя по итогам десяти месяцев года, лишь чуть наметилась тенденция к улучшению обстановки на дорогах. А ведь каждое десятое ДТП в России совершается водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Не случайно недавно предложено внести изменения в Уголовный кодекс РФ. Законопроект предлагает усилить ответственность для нетрезвых водителей. Предусматривается лишение свободы и права управлять транспортным средством на срок до трех лет, если в результате ДТП по вине пьяного за рулем причинен тяжкий вред здоровью человека. А в случае гибели человека срок предложено увеличить с 5 до 7 лет, а если жертв больше, то и до девяти лет вместо действующих семи. Наверное, надо ужесточать наказание. Но ведь и сейчас упомянутая выше статья 264 УК тоже не сахар, можно лишать воли на срок и до трех лет и до пяти. Правда, не так часто судами применяется самая строгая мера, надо, чтобы не один человек погиб «по неосторожности». А если разобраться логично и трезво, разве садиться за руль подшофе и тем более вдрабадан — это неосторожность? Разве это всего лишь «легкомыслие», а не преступная халатность? Ведь есть статьи в Уголовном кодексе, когда халатность на стройке, в цехе, на атомной станции рассматривается именно как преступление.

Давно обсуждается, что нужен комплекс мер. Допустим, попался пьяным — проходи комиссию наркологов и курс медицинской реабилитации, как алкоголик. Если замечены отклонения в психике, пусть не болезнь, но агрессивность, раздражительность, пора встречаться с психиатрами и психологами, а пока о машине забыть. В Белоруссии всерьез рассматривают возможность изъятия на время машин у водителей, замеченных в пьянстве за рулем. В Японии нетрезвый водила может загреметь в тюрьму на пять лет, а пассажиры, которые сели в его машину, штрафуются до трех тысяч долларов. У нас же пока больше думают, как бы не нарушить права пьяного, а не тех, кто оказался под колесами его машины…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: