Интересно наблюдать за тем, как меняются приоритеты в условиях кризиса. Наглядный пример офисная недвижимость.
Совсем недавно, еще в сентябре, нам говорили, что потребность
Весь же объем офисной недвижимости в Новосибирске (включая здания заводов, научных учреждений и старых офисных учреждений) составляет сегодня около 1600 тысяч квадратных метров. Что, честно говоря, все последние годы вызывало некоторое недоумение у людей, не причастных к бизнесу и строительству: зачем столько строить, может, лучше
Оппоненты спорили, доказывая, что построенные в советские времена помещения не дотягивают до класса «С»; не приспособлены для ведения серьезной работы; не отвечают потребностям современного бизнеса. Хотя то, что главным для арендаторов Новосибирска пока все еще является местоположение и цена, не оспаривали. А кризис еще раз подтвердил правильность этого вывода: офисов у нас многовато.
Между тем освобождение офисных площадей класса люкс, обвально начавшееся в октябре, пока еще даже не закончилось. Ведь некоторые компании, заплатив за свои офисы до конца года, съезжают вот только сейчас. Соответственно, продолжается падение цен на аренду офисов. Пока собственники офисов класса «А» и «В» цены снижают не очень охотно и очень понемногу. Тысяч
Манипулировать ценой, и легко, могут только обладатели офисов класса «С», расположенных в старых зданиях. Возможность годами не делать ремонты фасадов, коридоров и кабинетов снижает их затраты на содержание до нуля. А это значит, что прибыль у них сохраняется в любом случае.
Говорят, кризисы приходят и уходят, а недвижимость остается. Возможно. Только что с ней потом делать? На ум сразу же приходят огромные склады и ангары американских фильмов, в которых, кажется, сегодня только и протекает в США вся жизнь современных преступников и их шаек. Во всяком случае, в кино.
Нет сомнений, точно такая же судьба ждет и наши офисные здания. Если вспомнить о современных тенденциях ведения бизнеса на Западе, то они неумолимо свидетельствуют: намного выгоднее сегодня позволять ряду сотрудников работать дома. Это дает возможность не только сокращать расходы на содержание офисов, но и увеличивает отдачу сотрудников (им интереснее быстрее сделать требуемое и заняться другими, в том числе и домашними делами, а не делать вид, что они старательно вкалывают).
Более того, именно это, по- видимому, и есть путь к более гармоничному соотношению работы и семьи, о котором так много говорят и мечтают в последние годы все. При такой организации труда офисный трудоголизм превратится в нечто не совсем приличное, чем он на самом деле и является.
Человек с ноутбуком и мобильной связью (работающий всегда и везде или отдыхающий всегда и везде с какой стороны посмотреть) вот,
Но при чем здесь громады офисов? Находиться в которых, рядом со множеством людей, не слишком удобно, не очень комфортно и здорово. Если же возвращаться к опыту Запада, то именно там сейчас начинают массово перестраивать офисные здания за ненадобностью в жилые.