Новосибирск 0 °C

Малюта Скуратов любит зимнюю рыбалку

20.01.2009 00:00:00

Малюта Скуратов («Царская невеста»)

Виновника торжества мы застали… на рыбалке. Иван Михайлович смеется, мол, праздничные хлопоты, конечно, занятие весьма приятное, но получить заряд бодрости, а также поднять на должный уровень жизненный тонус ему всегда помогает рыбалка.

Свой юбилей артист планирует отметить в кругу семьи и чуть позже на сцене Новосибирского театра оперы и балета, где он провел 30 лет творческой жизни. 18 февраля Иван Потрицаев исполнит партию Малюты Скуратова в спектакле «Царская невеста». К сожалению, спектакль очень редко идет на сцене театра, а между тем, Малюта — один из любимых персонажей юбиляра. Иван Михайлович говорит, что играть злодеев для него, обладателя шикарного баса, дело привычное. Роли ему достаются исключительно фактурные, игровые: цари, разбойники, тюремщики, а также медведи и волки.

Музыканты, два шага вперёд!

Наличие незаурядного голоса у будущего солиста НГАТОиБ выявили задолго до того, как он поступил в Новосибирскую консерваторию. Дело было в Германии, где сверхсрочник Иван Потрицаев отслужил семь лет в ансамбле песни и пляски. Изначального музыкального образования у него не было, но юноша «на гражданке» активно участвовал в самодеятельности в колыванском Доме культуры.

— Когда на призывном пункте принимающий новобранцев майор сказал: «Музыканты и певцы, два шага вперед!», я вышел, не задумываясь. Посчитал, что умею петь. А вообще, по специальности я электромонтер… Друзья в один голос мне твердили: «Ваня, надо учиться, без диплома нынче никуда!» Но я сначала женился, а уже потом поступил в Новосибирскую консерваторию.

Голос, внешность и хорошие манеры

В консерватории Иван Потрицаев учился в классе народного артиста России, солиста Новосибирского театра оперы и балета Алексея Левицкого. Вспоминает, что мэтр приложил немало сил для того, чтобы голос его студента приобрел необходимую «огранку», зазвучал. Как известно, оперный певец должен сочетать в себе вокальную школу, актерское мастерство и внешние данные. Вот, например, Алексей Яковлевич не отличался высоким ростом, отчего страдал на протяжении всей своей сценической карьеры.

— Как запоет, а бас у него восхитительный, у зрителей восторг, а сапоги у Бориса Годунова на огромном каблуке, чтобы выше казаться, — вспоминает Иван Михайлович. — Так что рост и фактура для оперного певца всегда имели огромное значение. Например, сейчас в театре ощущается некоторая нервозность, нет подходящего князя Игоря. Все поют прекрасными голосами, а по фактуре не подходят. Придется для солистов шить специальные фуфайки под костюмы, чтобы они со сцены выглядели более внушительно. Один минус — будет очень жарко.

Алексей Яковлевич Левицкий, как мудрый наставник, часто мне повторял: «И бык может реветь очень громко, но его никто не слушает». Он прилагал все свое мастерство и опыт для того, чтобы я понял раз и навсегда, что певец не только звуки должен издавать, на сцене надо думать, выстраивать образ. Спасибо ему за то, что он дал мне путевку в жизнь, передал все лучшее, чем обладал сам. Во многом благодаря ему, я провел на сцене театра тридцать лет, которые считаю лучшими годами моей жизни.

Мастер эпизода

Первой ролью в театре у молодого вокалиста был Тюремщик в опере «Тоска». Главный дирижер театра Исидор Зак послушал его и сказал: «Вот этот будет петь…» И с легкой руки маэстро Иван Потрицаев стал исполнять огромное количество самых разнообразных ролей, небольших, но емких по содержанию.

На вопрос «Есть ли возрастной ценз для басов?» Иван Михайлович отвечает, мол, конечно, есть, если ходить по сцене не можешь, значит, все, карьера кончена. Форму солист поддерживает постоянной работой. Правда, курит, но обещал бросить после юбилея. Для каждого артиста все роли, как дети — любимые. Но есть среди них такие, которые хотелось бы исполнять вновь и вновь. Иван Михайлович отдает предпочтение русской классике. Говорит, в пение надо душу вкладывать, понимать, о чем поешь, поэтому для вокалиста предпочтительнее исполнять арии на родном языке. Из современного материала он выделяет оперу «Ревизор» (Держиморда), из классического репертуара — оперу «Хованщина» (Иван Хованский). В недавней театральной премьере — опере «Макбет» Иван Михайлович репетировал роль Доктора, но спеть в новой постановке ему пока не удалось.

Несмотря на солидный для вокалиста возраст, на невостребованность Потрицаев не жалуется: играет по семь спектаклей в месяц, плюс репетиции, уроки. Ни концертной, ни педагогической деятельностью не занимается, признается честно, что ему это просто не интересно. Даже о своих творческих планах солист говорит «без отрыва от производства»: «Наши планы — это в первую очередь планы театра».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: