Кандидатуры возможного нового Патриарха Русской Православной Церкви начали обсуждаться несколько лет тому назад, когда у ныне почившего Алексия II начались проблемы со здоровьем. Причём если в церковных общинах молились о даровании здравия Предстоятелю Церкви, то жёлтая пресса в весьма недоброжелательном тоне на все лады обсуждала несуществующую борьбу за патриарший престол.
Остались себе верными недоброжелатели и после смерти Алексия II на фоне многочисленных соболезнований, поступающих в нашу страну со всего мира, в Интернете развязалась настоящая информационная вакханалия по поводу и усопшего, и его возможных преемников. Казалось бы, какое дело людям неверующим до внутренних церковных дел, ан нет, словоблудие буквально заполнило Интернет, а сам сайт Московской патриархии подвергся хакерской атаке. В основном интернетовские анонимщики, которых представитель Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин назвал «трусами», скрывающимися «под собачьими кличками», инкриминировали усопшему якобы его кэгэбэшное прошлое. На чём же основано это распространённое обвинение, которое с завидным постоянством муссируется по отношению ко многим русским архиереям старшего возраста, пережившим времена
Кличка не аргумент
Несмотря на активное копание комиссии во главе
Кем быть: несгибаемым или мудрым?
Как показывает российский опыт, все гонения и репрессии в нашей стране достигали огромных масштабов не в последнюю очередь от неистребимой чиновничьей привычки прогнуться под начальство. Вот и в эпоху хрущёвского правления, после того как глава государства публично заявил, что недалеко то время, когда по телевидению покажут «последнего советского попа», на местах принялись ретиво исполнять этот царственный наказ. По всей стране началось массовое закрытие и разрушение храмов. Тогдашние архиереи повели себя
Церковь в Эстонии, которую во времена хрущёвских гонений возглавлял будущий патриарх, пострадала гораздо меньше, чем в других регионах. И всё потому, что молодой епископ Таллинский и Эстонский Алексий нашёл способ её защитить. Взять хотя бы Пюхтицкий монастырь, который уже собирались закрывать и переоборудовать под Дом шахтёров. Епископ Алексий, всячески оттягивая время закрытия, параллельно подготавливал посещение Эстонии различными христианскими иностранными делегациями. А как только такие делегации стали приезжать, то в список посещаемых достопримечательностей включил и Пюхтицкий монастырь. После нескольких таких экскурсий и соответствующих публикаций за рубежом вопрос о закрытии монастыря был автоматически снят с повестки дня. Находил Таллинский епископ аргументы и против закрытия других храмов, причём аргументы такие, что начальствующие партийные боссы жали ему руку в знак благодарности, что предупредил о возможных для них печальных последствиях. Такое мудрое управление, с одной стороны, спасло Православную церковь в Эстонии от разорения, с другой дало молодому епископу старт для его дальнейшего карьерного роста, до сих пор вызывающего у некоторых смутные подозрения.
Благословение или наказание?
В эпоху ломки стереотипов на фоне разрушения империи и становления новой России патриарху Алексию удалось мягко выйти
На Архиерейском соборе
По большому счёту, на Поместном соборе, несмотря на его многочисленность (711 человек) и представительство от всех слоёв верующих (архиереи, священники, монашествующие и миряне), фактически патриарха будут выбирать архиереи. Оно и понятно: каждый из трёх представителей епархии, которых архиерей возьмёт с собой в Москву, проголосует так же, как и его правящий архиерей. Но, как справедливо заметил профессор МДА диакон Андрей Кураев, на самом деле избирать Предстоятеля Русской Церкви будет Бог, и «Он уже Свой выбор сделал». «И кто бы ни был избран он будет от Бога. Просто он может быть благословением, а может быть наказанием Божиим», добавил отец диакон. А первый проректор Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова игумен Пётр (Пиголь) заявил: «Любой из претендентов на Патриарший престол не сможет устроить абсолютно всех». А потому, по словам игумена, нужно полностью положиться на Бога и вернуться к древней традиции жребия.
Правила же голосования на Поместном соборе определит предваряющий его Архиерейский собор, и, скорее всего, он поддержит предложение Священного Синода, выдвинутое на заседании в конце декабря, о всеобщем тайном голосовании. Наверное, это и к лучшему, ведь жребий это полное и безоговорочное подчинение воле Божией, а вдруг Господь