«Читательская провинция: что и как издают и читают в Сибири» этой теме был посвящён «круглый стол«, организованный для гостей и участников выставки
Что читает Сибирь? Если верить расхожим мнениям, вопрос нужно ставить
Обожатели классики «может, вы спрятались в Африке?»
По мнению ведущего научного сотрудника ГПНТБ СО РАН Веры Волковой, такие оригиналы, как почитатели Пушкина, Тютчева, Гоголя, встречаются сегодня именно на периферии. Сибирская глубинка
Если собрать все данные воедино, можно обнаружить: российская ментальность никуда не исчезла, считает Вера Николаевна. Люди привыкли читать и читают. Особенно в провинции, в тех местах, куда индустрия развлечений еще не добралась,
Читают «бедняжки» в основном русскую и зарубежную классику, а также книги советских писателей, испытанные временем. В золотой фонд сельских библиотек входят «сказания о людях тайги» «Конь рыжий» Алексея Черкасова, романы «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень» Анатолия Иванова, «Тихий дон» Михаила Шолохова, шукшинские рассказы
Словом, все то,
Однако если у современного любителя классики спросить, что он хотел бы почитать дополнительно, кроме Пушкина и Черкасова, ответ будет вполне предсказуемый. Сибиряки, живущие в глубинке, хотели бы приобщиться к творчеству Марининой и Донцовой, Поляковой и Устиновой Но, к сожалению, модных бестселлеров в районных библиотеках, как правило, днем с огнем не сыщешь. Поэтому народ обречен либо не читать вообще, либо приобщаться к мировой классике, которая для многих предлагается «на вырост». В итоге провинция поневоле остается патриархальной стихией, хранительницей устоев и традиций.
Что же касается мегаполисов, тут проблем с чтением возникает не меньше Только проблемы эти несколько иного порядка.
В городах вроде бы все замечательно: новые веяния, новые издания, говорит Вера Волкова. Однако если проанализировать ситуацию, мы увидим: городская молодежь читает вовсе не классику, а модные бестселлеры. Вот названия самых массовых журналов: «Cosmopolitan», «Лиза», «Крестьянка», «Домашний очаг», «YES», «Маруся», «Молоток», «Все звезды» Всё! Ничего другого в массовом чтении, особенно школьников, нет.
По словам Веры Волковой, значительная часть школьников практически разучилась читать. Потому что вышеперечисленные журналы могут называться как угодно (комиксами? светской хроникой?) только не литературой.
В особенности удивил и огорчил участников «круглого стола» такой показатель: если в СССР
И всё же картина не так мрачна, как её рисуют
Заведующая отделом комплектования отечественной литературой ГПНТБ Наталья Подкорытова ознакомила участников «круглого стола» с данными агентства DISCOVERY Research Group, которое провело исследование отечественного книжного рынка, читательских предпочтений россиян последних
Картина вовсе не такая грустная, утверждает Наталья Ивановна. 64% россиян считают себя читателями, а это не так уж плохо. Стоит обратить внимание, что большинство читателей представители наиболее ресурсных, адаптированных социальных групп: молодежь, люди среднего возраста, респонденты со средним специальным и высшим образованием, жители мегаполисов. Таким образом, читающая публика в России есть, но имеет определенные «цвета». А вот не читающие группы это люди неадаптированные, пессимистически настроенные, как они сами в этом признаются. Среди них респонденты старше 50 лет, лица с образованием ниже среднего, жители села, ну и такой нюанс, который выделили сами исследователи, «избиратели Зюганова». Это данные по России в целом.
Люди, не берущие в руки книг, мотивируют свою неначитанность тем, что черпают информацию из СМИ, а также тем, что им не хватает жизненных, временных, финансовых, физических ресурсов на чтение: «Если бы оставалось время и силы, мы читали бы больше»
Многие опрошенные жалуются, что цены на книги слишком высоки, хотя в России цены
Массовая литература явление необходимое и естественное, особенно в переходные эпохи, когда прежние системы ориентации разрушены, говорит Наталья Подкорытова. Массовая литература удовлетворяет потребность читателя в самопознании, в общении с автором и воображаемыми героями. В советское время массовая литература была выброшена из литературного процесса, и, может быть, именно поэтому интерес к ней выплеснулся сегодня в таком преувеличенном виде.
Можно вспомнить, как сто лет тому назад Корней Чуковский беспокоился по поводу засилья на рынке массовой литературы, которая захлестнула книжные полки. На дворе стоял Серебряный век, в России жили и творили величайшие поэты, прозаики, но «Массовый читатель всегда читал не то, констатирует факт Владимир Свиньин, директор издательства «Свиньин и сыновья«. И развитию культуры это не мешало».
Интересно, что Юрий Лотман и Юрий Тынянов в разное время, но вполне единодушно признавали: в недрах массовой литературы рождаются новые идеи, новые формы, чтобы затем воплотиться в произведениях более высокого класса.
Ловцы читательских интересов
Как обстоят дела на книжном рынке, от которого напрямую зависит дойдет ли до читателя долгожданная книга? Главных показателей состояния книжного рынка два: количество наименований, выпущенных в год, и совокупный тираж. Оказывается, по этим показателям наша страна вышла на рекордные рубежи: в 2007 году выпущено более 108 тысяч названий, а в СССР, когда мы были «самой читающей страной в мире», цифра не превышала 84 тысяч. Стало быть, по первому показателю мы находимся на высшей точке развития за весь период российской истории. Второй показатель совокупный тираж тоже достаточно высок: около 700 миллионов. По уровню развития книжного рынка наша страна занимает третье место после Китая и США.
Правда, нельзя игнорировать одну важную, тревожную тенденцию: тираж издаваемой литературы падает, в то время как количество наименований растет. Если в советское время миллионные тиражи книг никого не удивляли, то сегодня средний тираж снизился до шести тысяч.
Слабая инфраструктура книжной торговли не в состоянии пропустить весь объем книг, выпускаемых в стране. На сегодняшний день в России действует 3,5 тысячи книжных магазинов, а в СССР их было 18 тысяч. Показательно, что количество аптек за годы перестройки увеличилось вдвое, количество мебельных магазинов впятеро, а вот число книжных магазинов сократилось в разы. Вместе с тем появились новые каналы распространения: книжные отделы в супермаркетах, продажи через сеть Интернет. С помощью Интернета покупатели чаще всего заказывают специальную литературу, черпают практическую информацию. А в магазины приходят за книгами, которые читаются «для души»,- в минуты досуга, в постели, на сон грядущий.
Статистика свидетельствует, что наиболее активно раскупаются социально значимые брошюры. Как в прежние годы, популярны все виды классики («три Толстых», Достоевский, Драйзер и др.). Пользуются спросом подарочные поэтические сборники, а также «вечные» бестселлеры («как стать богатой? как стать красивой? как стать счастливой?» и т.п.). Что касается детской литературы, здесь покупатели проявляют особую финансовую жертвенность: ищут книги, запомнившиеся с детства, иногда с теми же самыми картинками. Любопытно, что «джентльменский набор» дефицитной литературы советских времен (БЭС, Краткая энциклопедия домашнего хозяйства, «Книга о вкусной и здоровой пище«) из продажи практически исчез совсем. Можно сказать, на сегодняшний день уже не существует
А в целом книгоиздателю XXI столетия приходится нелегко. И вечный вопрос: «Как поймать интерес покупателя?» остается открытым. Да и читателю, в свою очередь, весьма трудно ориентироваться в море книг, которые предлагаются на выбор. Поэтому участники «круглого стола», подводя итоги, отметили главное: нам предстоит создать образ современного книжника, который будет ассоциироваться с жизненным успехом. «Чтобы все,