Новосибирск 9.7 °C

Амазонки

07.03.2001 00:00:00

 В мировой истории отмечено немало фактов, когда женщинам приходилось надевать мужскую одежду и никем не узнанными участвовать в войнах. Нам, конечно, сразу вспоминается Надежда Дурова - кавалерист-девица, удивлявшая всех своим бесстрашием в Отечественной войне 1812 года.

Нечто подобное произошло в Англии в середине XIX века с женщиной по имени Ханнаб Снелл. Сразу после свадьбы ее муж поступил в армию, фактически бросив молодую жену, и отправился с полком в одну из отдаленнейших английских колоний за океан. Однако он плохо знал свою супругу. Она переодевается в мужское платье, является на вербовочный пункт и записывается в полк под именем Джеймса Грея.

Несколько лет Ханнаб Снелл безуспешно разыскивала беглеца-мужа и за это время так сжилась с армией и так освоила мужскую роль, что осталась служить дальше, выйдя в отставку в офицерском звании со многими медалями и другими знаками отличия на мундире. До самой ее смерти никто так и не признал женщину в этом бравом пожилом офицере в отставке, любителе выпить и вспомнить о былых подвигах.

А вот случай, более близкий к нам по времени. В 1968 году, в день открытия Олимпиады в Мехико, на почетной трибуне находился мексиканский генерал Ости Мело. Однако он был отмечен не только за военные заслуги и за возраст (в то время ему исполнилось 112 лет). Дело в том, что этот прославленный боевой генерал был женщиной. Как и двое других, о которых упомянуто выше, в юности Ости Мело надела мужское платье и отправилась на войну. Ни у кого из видевших ее в боях и походах не возникло даже тени сомнения, что этот храбрый, испытанный, бесстрашный воин - женщина.

Подобные случаи могут показаться странными лишь человеку европейской культуры. Что женщины могут быть великолепными воинами, отлично знали на Востоке. В древности личная стража многих восточных монархов состояла именно из женщин, а в Африке обычай этот бытовал до конца девятнадцатого века.

Есть много преданий об амазонках, живших якобы на границах обитаемого мира, управлявших государством, ведших войны, а мужчинам оставлявших ведение домашнего хозяйства. На основании сообщений древних историков (Геродота, Тацита, Плиния и других) об этом писали многие, например, Лев Гумилев в книге «Древняя Русь и Великая степь». На эту тему вышли работы таких исследователей, как Э. Опарин, А. Доватур, В. Латышева, М. Ростовцев, А. Горбовский. Популярный писатель Эдуард Тополь написал даже целый роман об амазонках «Женское время, или Война полов».

Интерес к амазонкам не утихает вот уже несколько тысяч лет. Их следы, кстати, можно отыскать не только в глубокой древности и дальних странах, но и в более позднее время, в начале новой эры - на Кавказе, в Крыму, в Северном Причерноморье. Рассказывают, что амазонки удаляли своим дочерям в определенном возрасте правую грудь, чтобы она не мешала при натягивании тетивы. И вот эти устные и письменные предания подтвердились с открытием в 1933 году в Сахаре фресок Тассилина. На них были изображены женщины без правой груди, вооруженные луками.

Еще в древнегреческих мифах упоминается, что амазонки воевали с греками и даже штурмовали Афины. Но вот ведь как переплетается прошлое - далекое и близкое: английский путешественник по Африке XIX века Джеймс Дункан рассказывает, что опору королевского трона в Дагомее составляют десять полков женской гвардии, в нее принимали девушек от пятнадцати до девятнадцати лет. В сражениях они так страшны, что закаленные воины-мужчины, построившиеся для битвы, нередко разбегались, заслышав леденящие кровь воинственные завывания женщин.

Но амазонки появлялись не только на краю цивилизованного мира. В восьмом веке на территории Чехии возникло что-то вроде женской Запорожской Сечи. Женщины вооружились, подняли восстание против тирании мужчин, захватили замок на горе Видолве и стали нападать на населенные пункты, захватывая в плен мужчин и обращая их в рабство. Местный князь не мог с ними справиться целых восемь лет. Как-то мимо замка шел на войну какой-то иностранный герцог с очень большим войском и напал на амазонок. Битва была долгой и кровопролитной. Женщины яростно сражались, пока на копьях солдат не погибла последняя из них. Герцогу досталась весьма сомнительная слава победителя женщин.

В период Великих географических открытий, когда осваивали Америку, прошел слух, что кое-где живут племена амазонок, хранящих несметные сокровища. На поиски страны амазонок отправляли экспедиции и Колумб, и Кортес, и Писсаро, и многие другие менее знаменитые путешественники и конкистадоры. Отчаянные головорезы захватывали корабли, плыли наугад на юг или на север, пробивались через джунгли в поисках страны несметных богатств и прекрасных женщин. Даже река Амазонка была названа в честь этой таинственной страны.

Эти поиски не остались совсем без результата. На побережье Южной Америки было обнаружено большое племя амазонок, которые, как и в Старом Свете, жили совершенно изолированно, лишь весной приглашая к себе мужчин на короткое время. Родившихся впоследствии девочек они оставляли у себя, а мальчиков отправляли к отцу. По свидетельству одного монаха-путешественика, эти женщины ходят совершенно без одежды, они светлокожие и очень сильные, вооружены луком и стрелами, которыми мастерски пользуются. Упоминавшийся выше монах был поражен стрелой прямо в глаз. Испанский отряд, в котором был этот очевидец, отступил, затем взял реванш, но золота и других сокровищ на этой земле не нашел.

Легенда о стране амазонок бытует в Китае, Японии, Индии... Даже в чукотском фольклоре говорится: «Есть... особая земля, на коей живут весь женский пол, а плод имеют от морской волны и рождаются все девки». Попробуем обобщить варианты древних сказаний.

Сначала на реке Фермондонт недалеко от Крымского полуострова жило обычное племя. В одной жестокой битве все мужчины были убиты. Тогда женщины сами взялись за оружие, чтобы защитить свои владения, победили и стали сами править государством, не думая о браке, а лишь раз в год вступая в связь с мужчинами на одну ночь, чтобы предотвратить вымирание рода. Мальчиков они убивали, а девочек приучали к оружию, лошадям и охоте, выжигая им правую грудь, чтобы не мешала натягивать тетиву. В этих трех фразах сконцентрированы все основные варианты, излагаемые древними авторами.

С научно-исторической точки зрения, матриархат, по мнению Фридриха Энгельса, был очередной прогрессивной ступенью развития, когда женщина и мужчина на равных участвовали в добывании средств существования, но женщина, кроме того, производила потомство, поэтому происхождение считалось по женской линии, а имущество переходило к кровным родственникам со стороны матери. С развитием скотоводства главным добытчиком пищи и собственником скота становится мужчина, бунтует против матриархата, через некоторое время материнское право отмирает.

Однако в племенах, отрезанных от остального мира джунглями, горами, непроходимыми болотными топями, этот процесс мог затянуться на тысячелетия. Вот истоки легенд о царствах амазонок. Итальянская журналистка Ореана Фаллачи четверть века назад рассказала об одном из таких мест в Малайзии, где всем распоряжаются женщины, а мужчины являются существами забитыми и беспомощными. Женщины здесь единственные владельцы земли, наследуют ее только дочки, а не сыновья, мужья селятся не вместе с женами, а вдали от них, к женам прибывают лишь по их требованию. Женщины племени живут в джунглях, но не очень далеко от большого селения, где есть зубной врач (они считают, что золотые зубы - самая надежная сберегательная касса), поэтому все деньги, вырученные от продажи товаров, помещают в золотые коронки.

Некоторые из этих дам умеют читать и писать, даже могут назвать части света. Однако когда Ореана Фаллачи рассказала им, что повсеместно в мире мужчина считается главой семьи, женщины и дети принимают его фамилию и слушаются его распоряжений, они были безмерно удивлены. Одна из таких образованных «дам» по имени Ямиля пожаловалась журналистке: «Что мне делать с моим сыном? Он должен научиться какому-нибудь ремеслу, чтобы заработать на приданое. Может, найдет женщину с участком земли. Я продала для него уже три зуба. Когда нужны деньги - мне снимают одну из золотых коронок. Земля для дочек, зубы - сыну».

Если вернуться к началу рассказа, где говорится о женщинах, достигших успехов в мужском обличии, то завершит эту тему редчайший случай. Женщинам запрещалось быть священнослужителями. Настоятельница монастыря, аббатисса - вот предел, которого могла достигнуть женщина в католической иерархии. Тем не менее есть скорее легенда, чем достоверные сведения о женщине, которая стала римским папой и управляла католической церковью под именем Иоанна Восьмого. Ватикан, конечно, переписал этот абзац в своей истории, сделал все, чтобы предать этот эпизод забвению. Вот почему впоследствии появился еще один папа Иоанн Восьмой, на этот раз мужчина.

Возможно, некоторые из приведенных здесь фактов дошли до нас в искаженном виде, но все равно это любопытно. Люди должны знать свою историю не только по школьным учебникам.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: