Новосибирск
16.03.2001 00:00:00

 Экономическая интеграция сибирских регионов, формирование цивилизованного рынка, поддержка российского товаропроизводителя - такие задачи ставили перед собой организаторы Выставочного общества «Сибирская ярмарка», созданного в Новосибирске в 1989 году. За это время «Сибирской ярмарке» пришлось пережить не одно падение и взлет. Сегодняшнюю деятельность выставочного общества характеризует хотя бы тот факт, что предприятия Новосибирска, обслуживающие посетителей и участников ярмарки, получают от этого более полумиллиарда рублей в год. О том, каким видится будущее «Сибирской ярмарки», ее президент Сергей Якушин рассказал в интервью Михаилу Косареву и Игорю Струку.

- Сергей Борисович, «ярмарка» - еще одно слово, вернувшееся в наш обиход совсем недавно. Что в «Сибирской ярмарке» от «хорошо забытого старого», а что - от века высоких технологий?

- И первые, стихийно возникавшие торжки, и суперсовременные электронные биржи обязаны своим существованием товаропроизводителю, обслуживают его нужды. И в этом смысле нет особенной разницы между «учреждением гостиных дворов», начинавшим экономическую интеграцию в сибирском крае, и созданием целой сети торгово-промышленньх выставок, благодаря которым наш регион включен сегодня в мировую экономику. По духу, если хотите, по философии своей, «Сибирская ярмарка», конечно, преемник ярмарок двух - трехвековой давности. Но в то же время это принципиально новая структура - не торговая, а сервисная.

Не подумайте, что я хочу попросту откреститься от уважаемого мной купеческого сословия. Однако дело в том, что торговли как таковой на «Сибирской ярмарке» не ведется. Это выставка, место, где встречаются те, кто демонстрирует образцы, с теми, кто ищет эти товары для своего бизнеса или производства. Слово «ярмарка» - не более чем дань традиции, многие солидные выставочные центры сохраняют его в своем названии.

- В ходе выставки «Сибирская ярмарка» участвует в деловых переговорах, в заключении сделок?

- Нет, наша задача - создать коммуникационное пространство для своих клиентов. И не только в рамках выставок. Есть, например, такая форма, как заочное участие - когда фирма размещает свою информацию в каталоге, который издается по каждой выставке и где кратко представлены все экспоненты.

- Но ведь, действительно, в наше бурное последнее пятнадцатилетие случалось такое, что любая «синица в руках» казалась намного желаннее «журавля». Что помогло пережить тяжелые времена?

- Во многом - мудрая и дальновидная политика новосибирских властей. Были периоды, когда потерять «Сибирскую ярмарку» было реальнее, чем сохранить. И вот в эти переломные моменты мы видели: у администрации города и области есть твердое понимание того, что ярмарка нужна. Это был и вопрос престижа, и вопрос перспективы. Я скажу, что возобладал государственный подход, мышление с позиции общественной пользы. Кризисы, в конце концов, проходят, деловая жизнь активизируется, и в полной мере плодами экономического подъема пользуются те регионы, где сохранилась в рабочем состоянии вся инфраструктура современного бизнеса.

«Сибирская ярмарка» продолжает приносить несомненную пользу Новосибирску. Я уверен, что у значительной части предпринимателей, не только на Западе, но и в нашей стране, Новосибирск впервые появился на карте их деловых интересов как место проведения «Сибирской ярмарки», и только потом, приехав сюда, они узнали, что это «город трех академий» и многих уникальных производств.

Мы рассылаем около трех миллионов писем в год, приглашаем участников со всего мира. В этих письмах мы рассказываем о нашем городе, а том, насколько перспективным может стать сотрудничество с нашими предприятиями. Все это, быть может, трудно оценить в категориях непосредственной выгоды. Но вот несомненный факт: «Сибирская ярмарка» занимает третье место в стране по объему продаваемых площадей и количеству экспонентов, уступая лишь московскому «Экспоцентру» и питерскому «ЛенЭКСПО». Новосибирск, так сказать, по объективным показателям выходит в столицы.

- В какой мере «Сибирская ярмарка» способна влиять на экономическую ситуацию в регионе, может ли она реально способствовать оживлению промышленного производства?

- Подчеркну еще раз: выставочное дело лишь обслуживает те или иные отрасли экономики.

Поэтому если в машиностроении застой, то трудно ожидать, что удастся провести полноценную выставку этого профиля. И, тем не менее, мы с первого года своего существования проводим машиностроительную выставку. Мы исходили из того, что в Новосибирске просто не может не быть этого направления работы. Стенды мы отдавали за символическую плату, лишь бы привлечь участников, в надежде, что все же какие-то контакты завяжутся, наметится какой-то сдвиг к лучшему. Десять лет не было никакого результата. И вот прошлый, 2000 год, показал, что в машиностроении начался рост. Мы это сразу же почувствовали по числу экспонентов. Если тенденция сохранится, то от этого выиграют все. И Новосибирск станет в глазах потенциальных партнеров из других регионов еще более универсальным центром.

«Поднять» отрасль мы, конечно, не можем. Но под лежачий камень вода не течет, а мы как раз немного «встряхиваем, изменяем рельеф», помогая, быть может, животворному ручью проложить новое русло и добраться до засохшей, заброшенной пашни.

Я хочу, чтобы меня правильно поняли: выставочный бизнес не сводится к тому, чтобы обустроить площадку, разослать приглашения и ждать. Не собрались - значит, экономическая ситуация неблагоприятна. Над выставкой мы работаем, случается, целый год. Думаем, как улучшить сервис, а главное - убеждаем, доказываем. Я до сих пор уверен, что наши земляки из СО РАН могли бы активнее и продуктивнее использовать ярмарку. Сибирские отделения медакадемии, сельхозакадемии, некоторые отдельные институты работают с нами уже давно. Впрочем, наверное, здоровый консерватизм - неотъемлемое качество ученых. Однако с каждым годом новосибирская наука представлена в наших экспозициях все шире и шире.

- Вы верите, что самое худшее для вашего детища - «Сибирской ярмарки» - уже позади? Не жалеете ли о неиспользованных возможностях, о незаработанных деньгах?

- Что касается перспектив, то все определяется состоянием экономики. Будет расти производство - будет развиваться и наше дело. Кроме этой несомненной истины, трудно что-либо утверждать.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Новости
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей