Новосибирск -1.8 °C

Сила внутренней свободы от 18.09.2008

18.09.2008 00:00:00
Сила внутренней свободы от 18.09.2008
Сила внутренней свободы от 18.09.2008

Самое важное и интересное в нашей жизни – это встречи с другими людьми. Они могут быть мимолетными, а могут стать началом долгого и плодотворного общения… Разные бывают встречи. Но есть такие люди, общение с которыми становится жизненной необходимостью, и когда такое общение по каким-то причинам прерывается, уходит часть нашей жизни. И чем больше людей глубоко переживает расставание с кем-то, тем больше был этот человек.

Иоасаф Семенович Ладенко (1933 – 1996). Он прожил 63 года. Только что в НГПУ состоялась конференция, посвященная его 75-летию. Доктор философских наук, профессор, академик РАО, директор им самим созданного общественного Института интеллектуальных инноваций и проблем консультирования, член Международной академии информатизации и Международной академии гуманизации образования…

Во время войны, когда ему было 10 лет, он разбирал мину. Он, как и другие мальчишки на территории оккупированной Украины, делал такое не раз. Но эта мина была необычной, и разбирать ее не следовало. Он остался без глаз и без нескольких пальцев. Что могло ожидать калеку из далекого украинского села в этой жизни? Можно было ходить с палочкой за подаянием, можно было научиться вязать корзины.

Он закончил школу с золотой медалью. Он потребовал, чтобы родители повезли его поступать в Московский государственный университет. Еще студентом он публикует статьи в ведущих журналах страны. Его берет в аспирантуру сам А.А. Зиновьев. После того, как Зиновьева высылают из страны, он становится аспирантом другого выдающегося логика Е.К. Войшвилло.

И.С. Ладенко участвует в московских кружках по логике и методологии науки, входит в круг ведущих ученых страны. Работает в Пензе, Томске, Омске и, наконец, оказывается в Новосибирске, где в полной мере разворачивается его научный и педагогический потенциал. В самые трудные для науки годы он проводил не меньше двух конференций в год, причем каждый раз печатал сборники трудов этих конференций. Он издавал свои и коллективные монографии. Кроме философских дисциплин он вел занятия по украинскому языку, на котором писал стихи.

Здесь не место писать о научных идеях И.С. Ладенко (он представил их в 350 работах, из которых больше полусотни монографий). Мне хочется сказать о том, как он понимал образование. Когда речь заходит о целях образования, называются такие, как получение профессии, знаний, научиться учиться (чтобы получать новые знания, умения и навыки). Но гораздо реже говорят о том, что образование формирует человека, делая его все более и более независимым. В одном из наших разговоров Иоасаф Семенович сказал, что образование должно делать человека свободным. И я думаю, что это гораздо более важный ключ к пониманию образования, чем вышеназванные. На самом деле это очень старая традиция. Так думал Сократ, самый свободный афинский гражданин.

Внутренне свободным человеком невозможно манипулировать. С точки зрения системы он неудобен. Лучше, чтобы вокруг были узкие специалисты с понятными установками и простыми желаниями. Если бы разобравший мину мальчик так думал, он бы плел корзины и заливал свое горе дешевым самогоном. Но какая нужна сила, чтобы думать и действовать по-другому!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: