Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Автобус под газом

16.03.2001
...Новосибирские автобусы ждет светлое и экономичное газовое будущее. Ради этой перспективы успешно ликвидировано одно из лучших по экономическим показателям ПАТП-8, и освободившаяся площадка передана автобусопеределывающей конторе...Только вот любопытный вопрос: если транспорт на газовом топливе настолько выгоден, то почему ни один автомобильный завод - ни в России, ни в мире - не производит его серийно? Поиск ответов показывает, что не так все просто, как кажется...

Ради чего ликвидировали одно из лучших ПАТП города?

Фото Сергея ПЕРМИНА

 Человеку свойственно экспериментировать. Кто, к примеру, новый вид самогона откроет, кто социализм в отдельно взятой стране построить попробует, а кто просто начнет отрывать крылышки у мухи и смотреть, что из этого получится. Словом, тяга отдельного индивидуума к познанию неистребима - вопрос только, в каких масштабах и за чей счет.

Недавно «Красный проспект, 34» («ВН», 22.02.2001) сообщил:

«Планируется продолжить перевод муниципальных автобусов на более экономичное газомоторное топливо. В наступившем году на новое топливо будут переведены более 200 автобусов».

Вице-мэр, глава департамента транспорта, дорог и связи мэрии Владимир Кривушкин уточнил: «Управлением пассажирских перевозок начата реорганизация: ПАТП-8 объединено с ПАТП-9, создана база для перевода муниципального транспорта на сжатый газ, что сэкономит нам бюджетные средства».

А начальник управления пассажирских перевозок Валерий Новоселов, выступая перед депутатами городского Совета, сказал следующее:

«Что бы там ни писали отдельные журналисты, лично я посетил немало городов, где городской транспорт успешно работает на газовом топливе. Примеры? Пожалуйста - Одесса, Подмосковье, Самара, Омск, Красноярск. На сегодняшний день пока у нас установлено отечественное газовое оборудование на трех автобусах марки ПАЗ...»

Словом, новосибирские автобусы ждет светлое и экономичное газовое будущее. Ради этой перспективы успешно ликвидировано одно из лучших по экономическим показателям ПАТП-8, и освободившаяся площадка передана автобусопеределывающей конторе - как отметил в другом интервью господин Кривушкин, с последующим ее выводом из муниципальной собственности. Осталось только кричать «ура» и бросать в воздух чепчики...

Только вот любопытный вопрос: если транспорт на газовом топливе настолько выгоден, то почему ни один автомобильный завод - ни в России, ни в мире - не производит его серийно? Почему ни железнодорожный, ни водный, на авиационный транспорт по сей день на газ не перешел и в обозримом будущем, слава богу, не перейдет? Поиск ответов показывает, что не так все просто, как кажется.

Начнем с того, что газовое оборудование для автомобилей бывает двух видов - для сжиженного газа и для сжатого. Лет десять назад в Новосибирске уже состоялся эксперимент по переводу части «Волг»-такси на сжиженный газ. Особых преимуществ не обнаружили, а после того, как одна из машин торжественно сгорела синим пламенем (к счастью, без водителя и пассажиров), все это дело потихоньку прикрыли.

Сегодня речь идет уже об автобусах на сжатом газе. Новосибирцы даже могут наблюдать три экспериментальных ПАЗика на городских линиях. Выглядит это так: на крышу обычного автобуса кустарным образом устанавливаются газовые баллоны весом в несколько сот килограммов. По системе трубопроводов газ подается в двигатель машины. При этом все бензиновое оборудование тоже сохраняется - завести двигатель на чистом газе просто невозможно. Так что в лучшем случае водитель использует газ как дополнительное топливо на линии. Стоит ли овчинка выделки?

Давайте прикинем - наряду с доходами, в наличии которых нас пытаются убедить, посчитаем и расходы. Для успешной эксплуатации газовых автобусов необходима прежде всего поголовная переподготовка персонала: от водителя до слесаря. Ибо сейчас, задним числом, после нескольких тяжелейших аварий с газом в жилых домах нескольких российских городов мы сквозь зубы начинаем признавать, что газ - топливо небезопасное. Достаточно одного разгильдяя или просто плохо пригнанного трубопровода (а рядом - бензин!), чтобы, как говорится, не дай бог... И есть разница - три-четыре человека в квартире или тридцать-сорок пассажиров в ПАЗике? Не случайно поэтому у трех уже переделанных на газ машин возникли немалые проблемы с регистрацией в ГИБДД - не хотят «гаишники» брать грех на душу, оставаясь крайними в эксперименте.

Чтобы их понять, можно обратиться к школьной физике. ПАЗик - машина относительно небольшой площади и приличной высоты: следовательно, центр тяжести у него расположен достаточно высоко. Плюс к этому мы присобачиваем ему на крышу без малого полтонны железа, начиненного газом, - иначе говоря, смещаем центр тяжести еще выше. К чему это может привести? Правильно, к облегченному опрокидыванию: при резком маневре или, к примеру, при боковом ударе извне. А что такое опрокидывающийся автобус с газом, бензином и пассажирами одновременно - думаю, пояснять не надо... Так что все опасения сотрудников ГИБДД по сему поводу выглядят вполне оправданными.

Считаем дальше. Комплект газового оборудования плюс работы по усилению крыши автобуса сегодня обходятся примерно в 25 тысяч рублей. Умножим на 200 - согласно проекту мэрии - и вычтем пять «лимонов» из и без того небогатого бюджета города. Но это еще финансовые цветочки. К гаражным помещениям и ремонтным зонам для газовых автобусов тоже предъявляются особые требования со стороны пожарных служб - мощная вентиляция, специальные датчики и так далее, что обойдется в еще большие суммы. В свое время из печального опыта использования газа в таксомоторах ПАТП-6 был сделан, в частности, и такой вывод: дешевле построить с нуля новый гараж для газовых машин, чем переделывать уже имеющийся...

Кстати, о ремонте: в соответствии с техническими нормативами, да и просто с инстинктом самосохранения ремонтников, при работах на сошедшем с линии неисправном автобусе предварительно надо или снять баллоны, или стравить из них весь газ. Первое - работа для африканских негров, второе - вылет приличной части финансовой экономии через газовый вентиль в городскую атмосферу. При наших изношенных автобусах, довольно-таки регулярно попадающих прямо с маршрута на ремонтную канаву, - перспектива столь же реальная, сколь и невеселая. Да и в целом лепить оборудование стоимостью 25 тысяч на самортизированную развалюху остаточной стоимостью «пшик на донышке» выглядит как-то не по-хозяйски...

Плюсуем расходы дальше. Для одновременной успешной работы сразу двухсот автобусов на газе нужна развитая сеть газовых заправочных станций по городу. Где она? Ау-у... Почем строительство одной такой станции? Ого-о... А при нынешнем состоянии дел в этой сфере большинству автобусов придется или часами простаивать в ожидании заправки баллонов, или... правильно, передвигаться, как и все нормальные машины, на бензине. Вот и вся экономия.

Ну хорошо, а как же другие города? Те самые, где, по словам Валерия Новоселова, транспорт давно и успешно ходит на газе?

В транспортном управлении мэрии города Омска моему звонку несколько удивились: «ПАЗики на сжатом газе? Первый раз слышим. Да и нет в Омске на линиях ПАЗиков, так что сопоставлять вам будет не с чем. Действительно, работает у нас часть маршрутных «Газелей» на газовом топливе, но на сжиженном...»

Что ж, сжиженный газ как топливо для автомобилей мы в Новосибирске уже проходили... Да и «Газель» не совсем автобус - так же, как ишак, к примеру, не совсем лошадь.

На проводе Красноярск. Заместитель директора департамента транспорта мэрии по перевозкам Петр Алешечкин: «Нет, муниципальных автобусов на газе у нас в городе нет и не было. Есть одна частная фирма, где ПАЗики работают на газовом топливе, - вот телефон...»

Директор фирмы Анатолий Гончаров: «Да, у нас есть опыт работы автобусов марки ПАЗ на газе, но на сжиженном - примерно 150 машин. При нынешних ценах на газ в целом работать выгодно, но необходимы предварительные немалые капитальные вложения в оборудование и систему безопасности в ремонтных зонах. Оборудование для ПАЗиков - в основном американской фирмы «Имико», производства Польши. А самую главную деталь - редукторы - ставим американские, хотя перебрали и забраковали бельгийские и итальянские...»

Та же ситуация, что и у омских соседей, - о сжатом газе, как в Новосибирске, речь не идет. Отечественное оборудование для газовых ПАЗиков не используется, хотя «частник» умеет считать деньги не хуже чиновника мэрии, а, может, именно поэтому. Да и гарантии сохранения нынешних цен на газ тоже, увы, нет - с ростом автобусного спроса на него цена по всем рыночным законам может основательно подрасти. И в каком месте организма тогда окажется наша экономия?

Так что мы в своем, скажем так, неоднозначном эксперименте находимся, увы, в гордом одиночестве. Зато начали лихо: под красивые слова про экономию показательно раскурочили целое ПАТП, в перспективе щедрым жестом отдаем немалую территорию из городской собственности в энергично подставляемые немуниципальные конечности. А что дальше?

В науке в таких случаях принято экспериментировать для начала хотя бы на мышах...

Резонанс
Новости
Комиссия по реализации контрольно-надзорной реформы в Новосибирской области будет создана под непосредственным руководством врио губернатора Андрея Травникова. Об этом руководитель региона сообщил 15 декабря по итогам встречи с министром РФ по вопросам Открытого правительства Михаилом Абызовым в рамках его рабочей поездки в Новосибирскую область.
Роман Бобров стал новым главой Барабинска Новосибирской области. За кандидатуру бывшего заместителя главы города 15 декабря проголосовали больше половины присутствующих депутатов на сессии городского совета.
15.12.2017 ТРАНСПОРТ
В начале недели в Бердске появился первый автобус, оборудованный для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья. Он снабжен специальным подъемником для инвалидов-колясочников.
Калорийность рациона новосибирцев стала рекордно высокой с 2003 года. Она достигла 2675 ккал по итогам прошлого года, подсчитал Росстат. Молодежь не может устоять перед колбасой и шоколадом, а старшее поколение балует себя бужениной и ягодами.
Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников подписал распоряжение об освобождении Юрия Прощалыкина от временно замещаемой должности заместителя губернатора по собственному желанию. Распоряжение подписано 15 декабря.
Новые банкноты номиналом две тысячи рублей появятся в обиходе новосибирцев уже до конца этого года. Центробанк начал поставлять в регионы купюры, выпущенные еще в начале октября.