Новосибирск 7.8 °C

Почему прокурор собирает налоги?

19.03.2001 00:00:00

 Очень часто в процессе работы мне приходится слышать вопрос: «Почему прокурор собирает налоги?» И недоумение слышится не только в голосах руководителей предприятий, с которыми приходится работать в этой сфере, но даже в голосах коллег и работников вышестоящих прокуратур. Недоумение их связано с тем, что есть налоговые органы - инспекции Министерства по налогам и сборам, налоговая полиция, в конце концов. И дело ли прокурора вмешиваться в данную область и методами «кавалерийской атаки», как называют некоторые, заменять собой уполномоченные государством органы?

На этот вопрос проще отвечать людям, не связанным с правоохранительными органами. Они слабо ориентируются в правовых вопросах, и им достаточно бывает ссылки на Закон «О прокуратуре РФ» в той части, что прокурор надзирает за исполнением законов всеми гражданами и должностными лицами страны.

Закон един для всех. К сожалению, это положение еще не стало аксиомой в нашем сознании, многие пытаются притянуть закон поближе к себе, найти основание не исполнять его, дабы выиграть что-то для себя лично. Поэтому прокурор в каждодневной своей работе вынужден доказывать единство закона как теорему, пытаясь донести до каждого меру ответственности за его неисполнение.

И именно поэтому прокурор Заельцовского района «собирает» налоги. Я недаром взяла в кавычки глагол. И сейчас объясню, почему.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ функция сбора налогов возложена на налоговые органы. Они обладают механизмом сбора налогов, в который входит направление требований об уплате налогов, обращение взыскания на счета в банке и имущество должника, привлечение к ответственности за налоговые правонарушения и предъявления исков в суд о взыскании штрафных санкций за налоговые правонарушения. Если внимательно изучить способы взыскания налогов, предусмотренные законом, то видно, что все они обращены к непосредственному налогоплательщику - предприятию. То есть лицо, виновное в неуплате налогов, обезличено. Но ведь предприятие - это большой хозяйственный механизм, которым управляет руководитель. Само по себе предприятие не платит налоги, решение в части любого движения средств принимает руководитель, он и решает, куда зачислять денежные средства: на расчетный счет, где из них сразу будут удержаны обязательные платежи, либо - в кассу предприятия, где он сам будет распоряжаться, на что их потратить. И при принятии решений он руководствуется, кажется, благими намерениями - выплатить заработную плату трудовому коллективу, рассчитаться по договорам и т. д. Однако при этом почему-то не принимается во внимание, что все налоговые платежи должны быть внесены в установленный срок, и за просрочку платежей будет начисляться пени. Куда пойдет эта пени? Явно не в прибыль предприятия. И чем дальше, тем больше пени, процесс этот бесконечен и нарастает, как снежный ком. Кто же страдает в данном случае, если не трудовой коллектив предприятия? Потому что для него вопрос уже стоит не в своевременности получения заработной платы, а в том, будет ли он ее вообще получать, когда предприятие объявят банкротом. А что делает инспекция МНС РФ в таком случае? Обращает взыскание задолженности на имущество предприятия, которое судебные приставы продают «с молотка». И продают по такой цене, по которой его покупают, вне зависимости от реальной его стоимости и ценности для предприятия. Оздоровят ли подобные меры финансовое положение неплательщика налогов? Вряд ли. Но других рычагов воздействия налоговым органам государство не дало.

Прокурор же обращается не к недоимщику, а к его исполнительному органу - директору, который и ведает движением денежных средств. И рычаги воздействия у него уже другие, они воздействуют не на предприятие как хозяйственный механизм, а на личный карман руководителя, который несет административную ответственность за неисполнение требований прокурора. И ответственность эта имеет широкий диапазон размера денежного штрафа: от 10 рублей до 5 тысяч. Не говоря уже о других неприятных последствиях этой ответственности: вызовах в суд, занесении в базу данных Информационного центра УВД и т. д. Поэтому вмешательство прокурора в данной области небезрезультатно, и, к счастью, не только из-за возможных денежных штрфов, а довольно часто и в связи с уважением, которое испытывают руководители предприятий к прокуратуре, которая стоит не только на защите интересов государства, но и на защите их собственных. Ведь прокурор не только требует уплатить налоги, но и сам предлагает помощь в работе с дебиторами предприятий, оказывает помощь в подготовке, предъявлении и поддержании исков в арбитражном суде, контролирует исполнение решений суда службой судебных приставов. Эта реальная помощь прокуратуры в финансовом оздоровлении предприятий ведет как к снижению налоговой недоимки, так и к более быстрому реагированию руководителей предприятий на требования прокурора об уплате налогов. Поэтому в истекшем году одновременно с требованием об уплате налогов прокурор Заельцовского района в представлении об устранении нарушений налогового законодательства предлагал представить списки дебиторов предприятия для работы по снижению дебиторской задолженности. В итоге работы прокуратуры района дебиторская задолженность перед предприятиями района снизилась более чем на 3 миллиона рублей. Всего в истекшем году 25 руководителей были официально предостережены о недопустимости нарушения законов в сфере налогообложения, 21 руководитель привлечен к административной ответственности на общую сумму 2165 рублей.

Особое внимание в своей деятельности по снижению размера налоговой недоимки прокуратурой Заельцовского района уделяется сбору местных налогов, так как эта задолженность ведет к тому, что бюджет постоянно испытывает дефицит денежных средств, а это сказывается на социальной сфере, выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, отрицательно влияет на развитие города и области. В данном случае прокуратура, воздействуя на снижение недоимки, стоит не только на защите интересов органов власти, но и на защите социально незащищенных слоев населения, которые зависят от бюджетных поступлений. Всего предприятиями, руководителям которых вносились представления об устранении нарушений Налогового кодекса РФ в части уплаты местных налогов, погашена недоимка на общую сумму 5111000 рублей. А в итоге работы за 2000 год в бюджет всех уровней деятельность прокуратуры только одного района города принесла 96336200 рублей. Если на начало года размер налоговой недоимки составлял 138262 тысячи рублей, причем у юридических лиц 1244 тысячи рублей, то на конец года недоимка составила 214084 тысячи рублей, из них долг юридических лиц всего 922 тысячи рублей, причем недоимка юридических лиц резко снизилась по федеральному бюджету с 227 тысячи рублей до 2 тысяч рублей; по местному бюджету с 665 тысяч рублей до 360 тысяч рублей; и выросла недоимка по бюджету территориальному с 352 тысяч рублей до 560 тысяч рублей. Данные показатели ориентируют прокуратуру района на направление работы по надзору за исполнением налогового законодательства в текущем году.

Я думаю, что эти цифры наиболее ярко и доступно отвечают на вопрос, стоящий в самом начале. И если учесть, что в городе у нас десять районов и в каждом из них работает прокурор, стоящий на защите закона и интересов граждан, то вопрос о том, зачем прокурор собирает налоги, скоро станет риторическим, а впоследствии и деятельность прокурора в этой области станет лишь функцией контроля за работой налоговых органов. Хотелось бы окончить статью на мажорной ноте, но впереди еще годы работы, и большую тревогу вызывают цифры, отражающие отношение «простых» налогоплательщиков к своим обязанностям. Так, в 2000 году по физическим лицам недоимка в бюджет только по Заельцовскому району выросла по всем уровням бюджета, особенно значительно в федеральный и территориальный бюджеты. Так, по сравнению с недоимкой в городской бюджет, которая выросла с 18630 тысяч рублей до 20559 тысяч рублей, недоимка в бюджет федеральный выросла с 93593 тысяч рублей до 150869 тысяч рублей; в бюджет области - с 26038 тысяч рублей до 42656 тысяч рублей. Пути решения данной проблемы будут предметом обсуждения правоохранительных и контролирующих органов района в самое ближайшее время.

М. НЕХОРОШИХ, старший помощник прокурора
Заельцовского района Новосибирска,
младший советник юстиции

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: