Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Я вас любил, я вас люблю...

2009-10-29
Татьяна Коньякова
Я вас любил,   я вас люблю...
Весёлые и грустные истории от народного артиста Ивана Ромашко в день его 80-летия.

Писать об Иване Ромашко одновременно легко и сложно. Легко потому, что человек он открытый и общительный. К тому же замечательный рассказчик, щедро наделенный чувством юмора. А с другой стороны, что, казалось бы, нового можно рассказать о человеке, биография которого уже на десятки раз рассказана-пересказана?

Поэтому мы заранее договорились с Иваном Андреевичем, что говорить будем преимущественно о том, что его поклонникам, возможно, не очень хорошо известно. Например, о его съемках в кино, о его литературном таланте... Или всегда есть беспроигрышная тема — актерские истории, которые сопровождают жизнь любого артиста. Для зрителя они обычно остаются «за кадром». Извлеченные из актерского «загашника», они придают даже самым «затертым» фактам биографии прелесть новизны.

А начали разговор с того, что в свое время Иван Ромашко написал для своего театра несколько блестящих либретто. И поставленная по одному из них оперетта «У моря Обского» вошла в золотой фонд и долгие годы была «фирменным блюдом» и визитной карточкой совсем еще молодого театра.

«Оттепель», стихи, Академгородок

Родился тот легендарный спектакль благодаря союзу Ивана Ромашко с композитором Георгием Ивановым. Познакомились и подружились они еще в Ленинграде, где будущий народный артист учился в музыкальном училище при консерватории. После училища он был распределен в Пятигорск. И именно из письма Георгия Иванова узнал о том, что в Новосибирске открывается театр музыкальной комедии: «Приезжай! — звал композитор. — Мы с тобой напишем что-нибудь». Он сорвался и приехал. И они написали!

Открылся театр в феврале 1959-го, а Ромашко приехал в город в марте. «И обалдел», — коротко определяет он свое первое впечатление от театра и города. Освоился быстро и был успешен как в актерской карьере, так и в драматургии.

Для успеха «У моря Обского», вспоминает артист, тогда в одной точке совпали самые счастливые обстоятельства. Во-первых, на дворе стояли времена хрущевской «оттепели» — времена свободы, эйфории и больших надежд. Во-вторых, само рождение и становление театра возбуждало, радовало и пьянило. В-третьих, в Новосибирске создавался Академгородок. Неудивительно, что именно молодые ученые и строители стали героями спектакля. Успех оперетты был ошеломляющим, а судьба — триумфально удачной.

Через месяц после премьеры (в ноябре 1962-го) в Новосибирск для знакомства с Академгородком приехал президент Финляндии Урхо Кекконен. Для встречи с высоким гостем сюда прибыли Хрущев и Полянский. Побывав на спектакле, Полянский выдал: «Надо везти в Москву!» И, едва достигнув трех лет от роду, театр отправился в столицу. Открывались гастроли, конечно же, фирменным «Морем». Потом пьесу поставили еще десять театров.

Слава вдохновляла и окрыляла. За первой пьесой последовали музыкальная комедия-песня «Ветры весенние» с музыкой Валентина Левашова, затем «Рябина красная» и, наконец, «Необыкновенный день».

Каждый из этих спектаклей «попадал в свою историю». «Необыкновенный день», например, в начальном варианте назывался «Смешной день». Но премьера, как это часто бывало в то время, была приурочена к открытию очередного партийного съезда. И театру порекомендовали название сменить. «Необыкновенный день», возможно, было менее точно, зато более политкорректно.

А спектакль «Рябина красная» и вовсе оказался под присмотром КГБ. Хотя, казалось бы, чем может заинтересовать органы оперетта — жанр самый легкий и безобидный. Так вот случилось же! Хотя авторы диссидентствовать вовсе не помышляли и кулаков в карманах не держали. Речь в пьесе шла о Гражданской войне и чешском корпусе. Одним из героев оперетты был бравый офицер-чех. А героиней — сибирячка, большевичка, разведчица. И в одном из эпизодов, спасаясь от погони, чтобы усыпить бдительность преследователей, она приказывает офицеру-чеху разыграть с ней любовную сцену. И угрожает при этом пистолетом...

 Спектакль был поставлен и имел успех. И все было бы хорошо, если бы его премьера не совпала с известными событиями в Чехословакии 1968 года! Аналогий, возможно, никто бы и не провел. Но внимание на постановку обратила радиостанция Би-би-си. Не преминув использовать безобидный эпизод с «любовью под дулом пистолета» в качестве метафоры взаимоотношений Чехословакии и Союза. Ну разве не абсурдная ситуация, согласитесь?

Да ну её, эту славу!

А нет ли, интересуемся у актера, желания собрать все эти веселые и грустные истории в одну отдельную книгу?

— Для этого надо быть писателем, — говорит Ромашко. — Я из людей эмоциональных, которые загораются вниманием слушателя. Я скорее рассказчик, а не литератор.

Рассказчик он, действительно, от Бога. И слушать его можно часами. При этом трудно представить, что когда-то это было иначе. И блестящим рассказчиком Иван Андреевич был не всегда, напротив, многие годы, по его признанию, он был стеснителен и зажат:

— Я в детстве, да какой там в детстве — в юности страшно заикался. Так заикался, что, когда учился в техникуме, то, выходя к доске, от волнения не мог произнести ни слова, и приходилось писать на доске то, что хотел сказать. Друзья шутили: «Хорошо Ромашке, вышел, позаикался и пятерку получил». А мне 17 лет! Девчонки смотрят и жалеют...

И, конечно, меня это страшно волновало. Ощущал свою некоторую ущербность. Был очень скромен и неумел. Очень боялся открытости, хотя по природе я человек открытый, общительный. Это уже потом, после «Моря», когда пришли успех, слава, когда появились друзья, которые все понимали и поддерживали, я расправил плечи. И я горжусь, что я это преодолел. В детстве я даже представить не мог, что буду актером, хотя желание было огромным... Потом пошли стихи, эпиграммы, пародии, дружеские послания — как будто разом выплеснулось все ликование и восторг, все за многие годы скопившееся и несказанное...

Его пародии, эпиграммы и послания вошли в небольшую книжку с названием «Улыбки актера». К сожалению, она не смогла вместить и десятой доли того, что создано за многие годы. Большая часть сочинений разлетелась осенними листьями на ветру.

— Наверное, надо было к этому более бережно относиться, — соглашается актер. — Но я в этом отношении человек не очень организованный, как-то мало думал о своей будущности, я уже не говорю о славе...

Кстати о славе! В тему актер вспоминает одну интересную историю из своей еще пятигорской жизни.

— Был в нашем театре один плохой-плохой актер... А жена его работала в местной газетенке с названием «Пятигорская правда» и постоянно писала о муже хвалебные рецензии. Мы над всем этим посмеивались. Я однажды подхожу к нему и говорю: «Коль, про тебя опять хвалебная рецензия появилась», а он мне: «Ах, надоела мне эта слава!»

Когда с присущим ему юмором и артистизмом актер рассказал эту байку в гуманитарно-просветительном клубе «Зажги свечу» (Ромашко — один из основателей и член клуба), то смеялись долго. И теперь при случае члены клуба, среди которых много именитых горожан, с удовольствием восклицают: «Надоела мне эта слава!» Не забыв при этом картинным жестом откинуть волосы со лба. Такие вот здоровые взаимоотношения с «медными трубами».

Когда, кстати, клуб выезжает в область, то особым успехом там пользуется фильм с участием Ивана Ромашко «Сват»...

Такое вот кино...

Кроме «Свата», Иван Ромашко, как оказалось, снялся еще в двух художественных фильмах. В двухсерийном телевизионном фильме-спектакле «Святая святых» по пьесе Друце. И в полнометражной картине «Овен» по детективу Черненка «Кухтеринские бриллианты», которая появилась уже в перестроечное время.

Но «Сват» — это, конечно, его лучшая работа в кино. Делал фильм режиссер Вадим Гнедков, музыку писал Григорий Гоберник. А Иван Ромашко великолепно сыграл роль деревенского свата, который под старость лет занялся сватовством... гусей. На съемки ездили в одну из сибирских деревень, гусей брали тут же «напрокат» у хозяев. Картина получилась очень теплой и лиричной. Иван Ромашко, кстати, и на сцене своего театра более всего любит роли с драматургией, чтобы было что играть. Именно они даются ему лучше всего и наиболее тепло принимаются залом.

Фильм «Святая святых», к сожалению, не сохранился. А об «Овне» актер говорить не очень любит. Снимал фильм режиссер Кандеев — новосибирец, учился вместе с Василием Шукшиным, который в шутку звал его Кандеем Бессмертным. Кроме Ромашко, в картине было занято еще несколько новосибирцев, в том числе Владлен Бирюков. А на главную женскую роль была приглашена Майя Булгакова (она, кстати, нашла, что у Ромашко «очень киношные глаза»).

Большой удачей фильм не стал. Но вины актеров в том не было. Судьба картины сложилась не очень удачно. А ее режиссер и вовсе ушел из жизни трагически. В лихие девяностые жизнь многих творческих людей складывалась не очень благополучно. С Иваном Ромашко тогда тоже произошла криминальная история. Он был жестоко избит и долгое время провел в больнице. В 90-е Ромашко возглавлял новосибирский Союз театральных деятелей. А к зданию Дома актера тогда тянулись многие не всегда чистые руки. И деньги предлагали, и угрожали... Но он стоял стеной: «Дом актера для актеров». Тогда и решили разобраться по-своему. Преступников так и не нашли.

Весь город тогда с замиранием сердца следил за здоровьем любимого актера. Именно в такие сложные минуты и проверяется настоящая зрительская любовь. И надо было слышать, какую овацию устроил ему зал, когда он наконец вновь появился на сцене.

«Моя любовь, как океан»

Иван Ромашко сегодня единственный, кто остался в театре музыкальной комедии из его первого состава. Живая легенда, последний из могикан... Представитель уникальнейшего актерского поколения, для которого служение сцене — именно Служение. И не важно, идет ли речь о шекспировской трагедии или оперетте. Удивительные люди. Кажется, нет такой причины, которая могла бы заставить их не выйти к зрителю, сорвать спектакль... Они будут играть и с температурой под сорок, и с инфарктом. И это не простая фигура речи...

Свой бенефис, который состоится сегодня вечером, актер назвал пушкинской строкой «Я вас любил». Будут сцены из спектаклей хорошо знакомых и давно полюбившихся. Актер, по обыкновению, будет говорить устами своих героев о своем самом сокровенном и важном. И, конечно же, будет признаваться своему зрителю в любви. И от лица г-на Пушкина, и от себя лично:

Моя любовь, как океан, безбрежна,

Я отдал вам весь свой горячий пыл,

Я вас любил так искренне, так нежно,

И дай вам Бог, чтоб так другой любил».

Желаем Ивану Андреевичу еще долгие годы удивлять и радовать нас своим блестящим талантом. И как можно дольше не покидать своих творческих высот...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
23.11.2020
Вакцинацию препаратом от коронавирусной инфекции «ЭпиВакКорона» прошли первые пять добровольцев в возрасте 60 лет и старше, сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора.
Добровольцы начали доставлять льготные лекарства пациентам из группы риска в Новосибирске - пожилым людям и тем, кто по состоянию здоровья не может прийти в поликлинику.
Фуд-корты, детские площадки и кинотеатры в торговых центрах попали под ограничительные меры с 16 ноября. Общепиту две недели можно работать лишь навынос. Новосибирцы стараются обхитрить систему и едят гамбургеры по углам, отворачиваясь от охранников. На самом большом фуд-корте в «Меге» посетители продолжают обедать за столиками некоторых ресторанов.
Наряду с обеспечением населения медикаментами в центре внимания и продовольственная безопасность. В правительстве региона обсудили, как помочь оптовым и розничным продуктовым рынкам в Новосибирске - они оказались в трудной ситуации из-за пандемии.
На дистанционное обучение с понедельника, 16 ноября, перешли 40% школьников региона или 140 тысяч учащихся. У многих из них возникают проблемы организационного и технического плана, а кто-то за три дня дистанционки успел получить двойку - за неподключение. Министр образования региона заявил, что так оценивать успеваемость сейчас недопустимо.
Пимокатный двор появился в Новосибирске. Открыл его умелец, который больше десятка лет делает обувь из шерсти, без каких-либо механизмов. Корреспонденты ОТС узнали, сколько времени мастер тратит на одну пару и почему носит повязку на голове.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^