Новосибирск 4.6 °C

Право потребителя при предоставлении коммунальных услуг

06.11.2009 00:00:00
Право потребителя   при предоставлении коммунальных услуг
Юридическая консультация «ВН»: ваши права и обязанности. от 06.11.2009

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23.05.2006 г. под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя услуг по холодному, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Соответственно, «исполнителем» является юридическое лицо независимо от организационной формы (АО, ООО, ЗАО, индивидуальный предприниматель), предоставляющее коммунальные услуги, отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Исполнителем могут быть: управляющая организация, ТСЖ (товарищество собственников жилья), ЖСК (жилищно-строительный кооператив), ЖЭУ, ЖЭК (КЭЧ — в военных городках), где они сохранились, либо иная организация, с которыми граждане заключили договор о предоставлении «коммунальных ресурсов» (холодная, горячая вода, электроэнергия, бытовой газ, тепловая энергия и др.).

Коммунальные услуги должны отвечать санитарным и техническим требованиям к режиму, объему, качеству, исходя из месячных объемов потребления указанных ресурсов, которые исчисляются из утвержденных нормативов либо по общедомовому и квартирному приборам учета.

Указанные коммунальные ресурсы должны предоставляться круглосуточно и бесперебойно.

Размер платы за все виды снабжения этими ресурсами рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций либо по показателям приборов учета.

Порядок и расчет размера оплаты за коммунальные услуги содержится в указанных «Правилах» и приложениях № 1, № 2.

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится плата.

Исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья, не причиняющие вреда его имуществу; устранять аварии и выполнять заявки потребителей в срок, установленный договором, производить уменьшение размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими допустимую продолжительность; вести учет жалоб, претензий потребителей и учет их исполнения; информировать потребителя о плановых перерывах снабжения за 10 дней до перерыва; нести иные обязанности в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Потребитель вправе получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменениях размера платы за коммунальные услуги. Кроме того, потребитель вправе потребовать от исполнителя освобождения от оплаты коммунальных услуг в период временного отсутствия по месту постоянного места жительства или за период непредоставления коммунальных услуг; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (а также проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также компенсации морального вреда в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

Если исполнитель отказался удовлетворять предъявленные требования, гражданин вправе обратиться в суд с аналогичными претензиями к ответчику-исполнителю.

При временном отсутствии потребителя в жилом помещении более пяти полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотвод, электро- и газоснабжение. Перерасчет осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета в течение пяти рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода его временного отсутствия. Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться: копия командировочного удостоверения, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении; проездные билеты на имя потребителя, счета за проживание в гостинице; иные документы.

Разумеется, чтобы доказать какие-то отклонения от нормы предоставленных коммунальных услуг, потребитель должен составить об этом акт с участием специалистов соответствующих организаций, если суммарное время перерывов превышает допустимые нормы: например, перерыв подачи холодной и горячей воды превышает 8 часов (суммарно) в течение одного месяца или более четырех часов единовременно, а при аварии — более 24 часов (кроме проведения одного раза в год профилактических работ).

Исполнитель при этом несет ответственность независимо от его вины, кроме случаев, когда нарушения произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся нарушение обязательств контрагентств, бездействие исполнителя и отсутствие у него необходимых денежных средств.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: