В Новосибирске скончался летчик гражданской авиации, который в свободное от покорения неба время мастерил в своем гараже автомобиль. Машину он делал по прототипу малоизвестной модели НАМИ-050 «Белка».
«В наш музей отдали уникальный самодел. Историю этого автомобиля и имя его создателя я еще выяснить не успел. Знаю лишь, что он был летчиком и недавно умер. Еще в 70-х он задумал сделать машину своими руками. Родственники передали детище летчика нам. Конечно, мы отреставрируем машину, доведем до ума, и она займет достойное место среди наших экспонатов», — рассказал VN.ru создатель проекта «Галерея времени» Владимир Курдюмов.
Автоэксперт добавил, что обнаруженная в гараже летчика машина создана по прототипу малоизвестной модели НАМИ-050 «Белка». Еще в 1950-х годах советский автопром был одержим идеей создания универсального доступного автомобиля «для всех и для каждого»: для городского жителя с небольшим достатком и большой семьей, для колхозника, для инвалида…
«Одним из любопытных вариантов подобной машины стал проект НАМИ-050 «Белка» В соответствии с концепцией проекта, который начали разрабатывать в 1955 году, будущий автомобиль должен был соответствовать формуле «пяти пятерок». Иными словами, машина должна была быть пятиместной, с массой в полтонны, с пятисоткубовым мотором, потребляющим пять литров бензина на 100 км пути и позволяющим проехать 500 километров на одной заправке», — говорит директор автомузея «Галерея времени» Владимир Курдюмов.
По его словам, созданный летчиком-изобретателем автомобиль значительно опередил свое время. «В нем двигатель от мотоцикла, но, несмотря на это, он переднеприводный», — восхищается Владимир Курдюмов.
Машину «Белка» сделали в середине ноября 1955 года на Ирбитском мотоциклетном заводе и привезли в Москву первый прототип. Дизайн автомобиля и его компоновка были очень необычны даже по нынешним меркам. Судите сами. Автомобиль имел вагонную компоновку, при этом на передний ряд водитель и пассажир попадали через единую дверь спереди автомобиля. Вернее, это была даже не дверь, а откидывающийся в сторону передняя часть автомобиля.
Внешность автомобиля, как сейчас бы сказали, получилась очень милой. Круглые большие фары, большое лобовое стекло, маленькие колёсики. Настоящий мультяшный герой.
Конструкторы рассчитывали запустить со временем целую серию подобных автомобилей различного размера. Был даже уже разработан сельскохозяйственный вариант — без дверей и с тентовой крышей.
Но после долгих испытаний в 1957 году автомобильные чиновники решили массовый автомобиль сделать на проверенной платформе Fiat 500, так получился ЗАЗ 965. А летчик-изобретатель из Новосибирска продолжил дальше разрабатывать «Белку» и довел ее до ума.