Новосибирск -10.6 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Имидж

Черный рынок зачистки компромата растет в интернете

Черный рынок зачистки компромата растет в интернете
Фото предоставлено читателями VN.ru
Врачи удаляют из интернета отзывы о своих ошибках, бизнесмены-должники – информацию о банкротстве, взяточники – о приговорах, преступники – сведения о судимости. Специфику черного рынка услуг удаления компромата из интернета раскрыли IT-специалисты Новосибирска. Методы зачистки компромата от закулисных переговоров до DOS-атак на сайты.

Рынок специфических услуг стремительно расцвел на деньги тех персон, кому недостаточно легальных схем удаления негативной информации по «закону о забвении». 

Право на забвение по закону

Закон «о праве на забвение» в интернете вступил в силу в январе 2016 года. Согласно ему, каждый гражданин вправе лично обратиться в «Яндекс», «Рамблер», Google и другие поисковые системы и попросить убрать из поиска ссылки на недостоверную, незаконную или неактуальную информацию о себе. Многие пользователи Сети восприняли это как шанс, наконец, очистить свой виртуальный образ от негативного влияния ошибок прошлого.

Больше половины обращений (51%), поступивших в «Яндекс» после вступления закона в силу, касались удаления информации о погашенной судимости или преступлении, по которому истек срок привлечения к уголовной ответственности, а также информации, которую заявители считают неактуальной.

Врачи просили удалить ссылки на ресурсы с негативными отзывами о них, мотивируя это тем, что отзывы написаны давно и устарели. Бизнесмены просили удалить ссылки на ресурсы, где указано, что они взяли в долг деньги и не вернули, объясняя это тем, что информация ложная. Часто люди просят удалить из выдачи негативную информацию об организации, в которой они работают, хотя по закону заявитель вправе требовать удаления только той информации, которая касается лично его.

– Взять случай с врачом. По закону поисковик обязан выполнить требование. В итоге пользователи найдут только хорошие отзывы, доступ к части информации будет ограничен. Однако любые отзывы о работе врача – это важная, общественно значимая информация. В ходе обсуждения закона «О праве на забвение» не раз отмечалось, что при решении вопроса о неактуальности информации нужно учитывать критерий ее общественной значимости, – комментируют недостатки закона в блоге «Яндекса».

В итоге из всех обработанных обращений удовлетворить получилось лишь 27%. В основном это случаи, когда люди просят удалить старый адрес фирмы или электронной почты и другую неактуальную информацию, не вызывающую нареканий.

IMG_2892.jpg

Негативная информация в Сети может стать настоящей проблемой для человека. Фото Аркадия Уварова

Черный рынок зачистки негатива

Когда негативная публикация не попадает под закон «О забвении», люди начинают действовать иными способами. Часто ищут посредника, который, не указывая имени заказчика (чтобы лишний раз не скомпрометировать его), сможет договориться с редакцией сайта о снятии материала за деньги. Если статья редакционная, есть шанс, что люди возьмут деньги и уберут материал.

Может быть и такое: ты предлагаешь им деньги, а они отвечают, что рады бы снять, да им уже за эту статью заплатили. Тогда предлагаешь варианты. Например, есть возможность технически закрыть эту статью. На сервере выдаются параметры, чтобы поисковая машина не обращалась к этой странице и не индексировала ее. Или можно закрыть не всю страницу, а только ключевые слова – закрываем от поиска название фирмы, допустим некоего ООО Икс и имя директора, – рассказывает директор интернет-агентства «Студия Ял» Алексей Радкевич. – Поисковик видит текст, но не видит слов ООО Икс.

Однако этот способ работает только при условии, что поисковик будет руководствоваться именно тем набором данных, которые предлагает ему сайт, а поисковые технологии постоянно меняются и совершенствуются.

— Многие современные поисковые алгоритмы не обращают внимания на набор данных, который предлагает ему сайт. Google относится к нему как к рекомендательному и продолжает искать полный текст. То есть закрытые слова он все равно видит, — считает IT-специалист из Новосибирска Сергей Попов.

Атака на сайт

Если редакция сайта не идет на сотрудничество и отказывается убирать или закрывать от поисковиков текст добровольно, в арсенале профессионалов, специализирующихся на коррекции репутации в интернете, есть несколько приемов разной степени законности. Вот некоторые из них:

Склеивание – статья, которую необходимо понизить в поисковом рейтинге, копируется на другой сайт, только вместо названия ООО Икс пишется ООО Игрек или любое другое несуществующее название, а имя директора заменяется на имя несуществующего человека. Такие дубли можно разместить на десятках сайтов. Поисковая машина видит, что тексты совпадают на 99%, и может зачислить первоначальную статью в дубль, то есть понизить в выдаче. Если поисковая машина упорно продолжает видеть первоначальную статью как оригинал, можно на время уронить сайт с помощью DDos атаки и устроить ей переиндексацию.

компромат.jpg

Удаление негатива из Сети – это целая индустрия. Фото с сайта pixabay.com

DDos-атака – это хакерская атака на сайт, выполняемая с большого числа компьютеров, с целью довести его до отказа. В результате пользователи сайта на время теряют доступ к ресурсу. Поисковая машина «Яндекс» или Google обращается к странице и видит, что ее больше не существует. В это время запускается новая статья с ООО Игрек, которая попадает в Яндекс. Когда сайт оригинала снова заработает, у старой статьи будут сложности с тем, чтобы вернуться на прежние позиции. С большой долей вероятности, ее отнесут к дублю.

Принуждение – способ психологического давления на владельцев сайта с целью принудить их снять неугодный контент. Если в комментариях есть возможность прикреплять видео, атакующая сторона заряжает роботов, которые начинают оставлять на сайте миллионы постов в день, захламляя комментарии порно-роликами, неприличными гифками или отсканированной Большой советской энциклопедией.

DDos-атаки – явление уголовно наказуемое, а размещать комментарии даже с помощью бота законом не запрещено.

По наблюдению IT-специалистов, чаще к DDos-атакам прибегают все же не ради удаления смыслового, репутационного компромата, а обычные интернет-магазины, которые стараются на время «уронить» сайт конкурента.

Задавить по-тихому

Что касается удаления серьезной компрометирующей информации, которая вредит карьере или бизнесу, то ситуация осложняется часто еще и тем, что после публикации в интернете в течение двух часов она быстро разлетается по другим ресурсам.

договор.jpg

Хорошо, когда представителям обоих сторон удается договориться. Фото с сайта pixabay.com

— Себестоимость хорошего ddos`a на информационный интернет-ресурс, который хранит информацию сразу на нескольких серверах, включая Германию и Нидерланды, приблизительно от 1500 долларов. За сколько эта себестоимость будет продана, зависит от наглости исполнителя и возможностей заказчика. А представьте, что вам нужно уронить не один сайт, а хотя бы пару десятков, —  продолжает Сергей Попов.

PR-специалисты делят работу такого рода на оперативную, когда в течение нескольких часов нужно найти источник распространения негатива и договориться об удалении, и долгоиграющую, когда делается заказ SEO-фирме на то, чтобы она аккуратно подчистила тот негатив, который можно убрать, а остальное вытеснила с первых позиций новой, положительной информацией.

— Однажды к нам обратился застройщик, который в кризис 2008 года объявил себя банкротом. Затем выкарабкался, снова начал строительный бизнес, но у него возникла проблема в привлечении клиентов из других городов, — говорит Алексей Радкевич. – Люди набирают в интернете название фирмы, видят слово «банкрот» и закрывают. Больше про эту компанию не вспоминают. Такой негатив блокируется в «черную», тихонечко душится различными SEO-приемами.

То же самое с сетевыми компаниями, которые занимаются агрессивными продажами. Самые известные примеры – пылесосы «Кирби», стоимостью 100 тыс. рублей, косметика «Дешели», на покупку которой клиентки берут кредиты.

Подобные схемы работы  постоянно обрастают негативом в Сети, который невозможно весь вычистить, так как пользователи оставляют все новые и новые отзывы. В таких случаях нужно встать на обслуживание какой-нибудь SEO-фирме или SMM агентству, которая будет разбавлять отрицательные комментарии положительными. Стоимость такой услуги варьируется от пары десятков до сотни тысяч рублей в месяц и выше.

В общем, удалить компромат из Интернета можно, но это сложно и дорого. А в случае, если информация успела разойтись по Сети, еще и бесполезно. Гораздо эффективнее держать руку на пульсе и договариваться в течение первых нескольких часов после выхода негатива. 

Районные СМИ

Не пропустите

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: