Тканые и вышитые полотенца, палантины, современные образцы тканой одежды, коллекция одежды старообрядцев, старожилов Сибири, Русского Севера и Алтая, поморов, а на стенах – красочные необычные картины. В Российско-Немецком Доме открыли бесплатную совместную выставку пенсионерки-рукодельницы Надежды Попович и мастерицы Алены Беловой.
Инженер-конструктор самолетостроения Надежда Попович увлеклась ткачеством 11 лет назад. «Как конструктор, всю жизнь рисовала чертежи. Начинала учиться в Харьковском авиационном институте, а закончила уже НЭТИ, самолетостроительный факультет», – рассказывает мастерица. Она всю жизнь проработала на НАПО им. Чкалова инженером-конструктором, но все изменилось с выходом на пенсию. Изделия из бересты, ткачество, челночное кружево, живопись, графика, даже тюменский ворсовый ковер – за что бы ни бралась Надежда Попович, все удавалось. Ее работы находятся в частных коллекциях по всему миру – США, Испания, Бразилия, Израиль, Украина. Несколько лет назад мастерица получила второе высшее образование, окончила факультет декоративно-прикладного искусства Института искусств в Тюмени.
Платье с петушками мастера Надежды Попович можно носить в особых случаях и сегодня
Костюмы только из натуральных материалов – шерсть, лен. Ткань для нарядов в русском стиле Надежда Николаевна изготавливает собственноручно на ткацком станке, рисунки тоже придумывает сама. «Петушки-узоры, потому что я сама петух по гороскопу. Я использую четырехремизное ткачество, платье сделано таким образом, чтобы, применяя старинные символы, можно было ходить в современном мире», – показывает дизайнерские вещи пенсионерка-рукодельница. На создание ткани от начала и до конца уходит не менее трех месяцев, и только после этого Надежда Николаевна приступает к шитью.
Так выглядели свадебные костюмы в 18 веке
Украшения нарядов необычные – это и вышивка, и Орепей – геометрический узор на вороте костюма. Мастер говорит, само название Орепей, созвучное со словом «репей», притягивает, цепляет счастье. В качестве аксессуаров – сумочка ручной работы и два палантина с необычными узорами – это особая рукодельная техника родом из Прибалтики под названием «стлань». Надежда Попович с особой нежностью относится к этим работам.
«Стлань – от слова настил, настилать. Она больше в ходу в Прибалтике и Белоруссии, для нас не столь характерна, но смотрится здорово, – с упоением рассказывает о своих работах дизайнер. – Вот, допустим, фриволите, в переводе с французского фривольный – легкий, пустой. Узелковое, счетное, челночное кружево изготавливается по образцам 14 века, все это вяжется и плетется челноком». По периметру выставки – картины маслом, пастелью и акварелью, которые тоже принадлежат кисти мастерицы.
«Для меня большая честь выставляться вместе с Надеждой Николаевной, человек необычайно разносторонний и талантливый», – говорит другая сибирская рукодельница Алена Белова. Ее работы – реконструированные русские традиционные костюмы с ручной вышивкой, бисером и бахромой. За вдохновением мастерица путешествует по Сибири, Забайкалью, Уралу, Русскому Северу.
Реплики народных костюмов – образцы традиционной русской одежды, которые представлены в музеях страны. Праздничные наряды 19-20 веков переселенцев и старожилов Западной Сибири, поморцев, старообрядцев Алтая, жемчужина выставки – женский свадебный костюм 18 века из золотой парчи с нитками жемчуга.
Сумочка в технике стлань
«Костюм создается довольно долго, – рассказывает Алена Белова. – Иногда собирается за месяц, иногда копится годами, если нет в наличии подходящего материала. Шьется три месяца, подготовка заняла год. Например, поморский костюм собирался дольше, нужно было найти подходящий бархат и металлическую бахрому».
Сибирские рукодельницы Надежда Попович Алена Белова
Выставочные работы мастера не продают, но на заказ работают, правда, фиксированной цены у костюмов нет – все зависит от материала. «На свадьбы заказывают, для фольклорных коллективов, просто для жизни, даже депутаты заказывали для предвыборной кампании», – рассказывает народная умелица.