Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

День памяти святых Петра и Февронии-2021: кем были их дети

08.07.2021
Валерий Мельников
День памяти святых Петра и Февронии-2021: кем были их дети
Во многих городах, в том числе и в Новосибирске, в первое воскресенье после окончания Петрова поста проводится молодёжный крестный ход. Фото Алексея Танюшина
8 июля, на следующий день после праздника, который в народе называют Иван Купала, в России отмечается День семьи, любви и верности, приуроченный ко дню памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Но довольно часто этот праздник называют просто Днём любви и верности, опуская слово «семья». Может, потому что на растиражированных по всей стране памятниках святым Петру и Февронии они изображены без своих детей?

Основным источником сведений обо всех святых, прославленных Церковью, являются жития этих святых, самыми популярными из которых являются Четьи-Минеи Дмитрия Ростовского. О святом благоверном князе Петре в них написано: «Когда наступило время, он сочетался браком с благоверною княгинею Февронией, которая также происходила из благочестивого рода». Но тут же делается сноска: «Есть предание, что святая княгиня Феврония по происхождению своему была простою поселянкою, дочерью «древолазца бортника» из деревни Ласковой Рязанской губернии. Вот это предание, а не житие, и известно современным россиянам.

Предание же основывается на «Повести о Петре и Февронии Муромских», которое вскоре после их канонизации написал монах Ермолай-Еразм. Произведение это было настолько популярным, что распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. В рассказе И. Бунина «Чистый понедельник» героиня рассказа на память приводит выдержку из «Повести»: «Был в русской земле город, названием Муром, в нем же самодержствовал благоверный князь, именем Павел. И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном...».

Вот на этом сказочном сюжете, когда к жене князя Павла, старшего брата князя Петра, стал являться змей-оборотень в виде её мужа, чтобы силой «имать ее на блуд», и основано знание современников о святых Петре и Февронии. Тут и змей, которого князь Пётр убил Агриковым мечом, и кровь оборотня, ставшая причиной кожного заболевания князя, и хитрая девица, поставившая себе цель выйти замуж за богатого мужа, и недовольство знатных людей Мурома княгиней из простонародья, и прочее.

И хотя есть немало людей, которые ничтоже сумняшеся верят во всё это,

у здравомыслящего большинства эти сюжеты вызывают недоверие к самим святым, и даже возникает вопрос, а существовали ли они на самом деле? Действительно, в летописях нет такого муромского князя по имени Пётр. Но это следствие закравшейся в жития ошибки, в которых говорится, что князья Пётр и Феврония приняли в иночестве имена Давид и Евфросинии, но в летописях упоминаются князь Давид и жена его Евфросиния, которые в постриге приняли имена Пётр и Феврония.

То есть всё было наоборот. Так что с исторической основой всё нормально, а с именами в православии нет единообразия. Так, к примеру, равноапостольный князь Владимир в крещении получил имя Василий, но везде он называется Владимиром, и это славянское имя вошло в святцы, а преподобная Евфросиния Полоцкая, наоборот – до крещения носила имя Предислава, но вошла в историю, как Евфросиния, а имени Предислава нет в святцах. И таких примеров множество.

Что же касается жизни князей муромских, ставших святыми, то на самом деле князь Давид, правивший Муромом с 1205 по 1228 год, заболел жуткой кожной болезнью вроде проказы, и однажды во сне услышал, что излечить его может девушка Евфросиния, дочка пчельника из деревни Ласковой Рязанской губернии, но только при условии, если он женится на ней. Князь поехал в эту деревню, нашёл дочку пчельника, которая его вылечила, но, зная нравы своих бояр, решил от женитьбы уклониться. За что и поплатился – болезнь к нему вскоре вернулась.

Ну, а дальше, как в «Повести» – князь взял в жёны дочку пчельника, бояре не приняли такой брак и возмутились женитьбой князя на простолюдинке, молодожёны решили уехать из Мурома, в котором тут же начались распри. Князей уговорили вернуться, и они, правя Муромом, прожили долгую счастливую жизнь, на исходе которой приняли монашество. Проживали они в разных монастырях, но умерли в один день, а после смерти чудесным образом оказались в одном гробу.

Вот такая история счастливой семейной жизни, наполненной верностью, преданностью и настоящей любовью, которая так впечатлила русских людей, что чтить князей стали сразу после их кончины. Позже они пополнили список святых, хотя и имели детей и внуков, а в православной Церкви святые в большинстве своём монахи.

А вот почему в 2004 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил памятник святым, символизирующий любовь и лишь отдалённо напоминающий о семье, остаётся загадкой. До сих пор многие недоумевают, а почему на этих памятниках нет детей супругов? А то, что у них были дети, отражено в летописях. У Петра и Февронии детей было трое: старший сын Юрий, унаследовавший после смерти отца его престол, Святослав и дочь Евдокия, вышедшая замуж за святого благоверного князя Владимирского-Юрьевского Святослава (Гавриила). Учитывая это, православные всё чаще предлагают ставить памятники Петру и Февронии с их детьми.

Поскольку чета святых муромских князей издревле считалась на Руси покровителями брака, в настоящее время молодые люди, решившие связать свои отношения семейными узами, стараются зарегистрировать свой брак именно 8 июля, в день памяти святых. Но, увы, повенчаться в этот день не получится, так как 8 июля всегда приходится на время Петрова поста, а в пост, как известно, в церкви не венчают.

Учитывая повышенный спрос к святым покровителям брака, в 2012 году православная Церковь установила им ещё один день памяти – день перенесения в 1992 году их мощей, который совершается в воскресенье перед 19 сентября. Но этот день, хотя и воскресный, и не приходится на пост, что-то слабо приживается.

Во многих городах, в том числе и в Новосибирске, в первое воскресенье после окончания Петрова поста проводится молодёжный крестный ход, посвящённый семейным ценностям, основанным на любви между супругами. Правда, из-за пандемии коронавируса эти крестные ходы пока отложены, но остаётся надеяться, что эти ограничения временные, в отличие от постоянной любви, которую в назидание потомкам сохранили до гробовой доски святые Пётр и Феврония.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости
28.10.2021 ОБЩЕСТВО

На сессии Законодательного собрания Новосибирской области был жестко поставлен вопрос о вакцинации помощников депутатов. Если они не сделают прививки от COVID-19, то помощников депутатов могут не допустить до работы.

Резонанс


Новости
29.09.2021 ОБЩЕСТВО
Ежемесячная денежная выплата и единовременная денежная выплата положена некоторым категориям пенсионеров в октябре-2021. В Министерстве труда и социального развития Новосибирской области рассказали о мерах поддержки граждан пенсионного возраста.

30.09.2021 ДОМфото
Новосибирские дачники завершают сезон в срочном порядке. Последние фрукты и овощи на минувших выходных убирали из-под снега. В октябре погода, возможно, даст последний шанс подготовить участок к зиме и сделать все необходимое для будущих урожаев. VN.ru расспросил экспертов, как успешно завершить сезон и не беспокоиться до весны.


Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.