Новосибирск -12.2 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. История

Деревянный самолет Кожедуба и Маресьева чинят в лаборатории НГТУ

Деревянный самолет Кожедуба и Маресьева чинят в лаборатории НГТУ
Фото пресс-службы НГТУ.
78-летний истребитель Ла-5 полтора года восстанавливают инженеры в лаборатории НГТУ. Он на 80% состоит из дерева – в начале войны с алюминием в стране были перебои. На истребителях такой модели летали ас Иван Кожедуб и легендарный летчик Алексей Маресьев.

Полтора года ушло у инженеров НГТУ НЭТИ и фирмы «Авиареставрация» на восстановление раритетного истребителя времен Великой Отечественной войны Ла-5. Это первая точная реконструкция одного из самых массовых истребителей ВОВ.

Уникальный истребитель на 80% состоит из дерева – это единственный массовый цельнодеревянный истребитель Второй мировой войны. В то время страна испытывала большие проблемы с производством алюминия, который необходим для авиастроения. Дерево хоть и было более тяжелым и менее долговечным, зато выигрывало в доступности и стоимости. Конструктором модели истребителя Ла-5 стал С. А. Лавочкин. Единственные металлические детали машины – шасси, силовая установка и вооружение.

За минувшие с окончания войны годы деревянные детали не сохранились. Поэтому инженерам НГТУ пришлось заново склеивать фюзеляж, его выполнили из березового шпона в шесть слоев, наподобие папье-маше. Кропотливая работа заняла 16 месяцев.

Попытки восстанавливать Ла-5 предпринимались и ранее, однако никому пока не удавалось создать точную копию самолета. Когда истребитель будет полностью восстановлен, его передадут в музей военной техники города Верхняя Пышма Свердловской области, это крупнейший в России музей боевой авиации.

«Когда меня спрашивают, где мы нашли этот самолет, я отвечаю — в Маслянинском лесхозе», — шутит профессор кафедры прочности летательных аппаратов и руководитель проекта по восстановлению Ла-5 Владимир Бернс.

lXWdDKapG0Y.jpg

Всего в СССР произведено почти 10 тысяч Ла-5 разных модификаций. Несмотря на свою большую массу, он был одним из самых скоростных советских истребителей за счет того, что конструкторы смогли установить габаритный, но мощный двигатель АШ-82. Впервые Ла-5 появился в небе в битве за Сталинград, массово использовался на Курской дуге. Именно там на Ла-5 одержал свою первую воздушную победу знаменитый советский ас Иван Кожедуб. На Ла-5 также летал легендарный советский безногий летчик Алексей Маресьев, прототип главного героя культового советского романа «Повесть о настоящем человеке». Бои на Курской дуге показали, что Ла-5 превосходит в воздушном бою основной немецкий истребитель Восточного фонта Фокке-вульф Fw 190.

Еще несколько десятков лет назад авиационные специалисты из Англии были уверены, что воссоздать технологию работы советских военных авиастроителей в России не смогут – нет такой же древесины и соответствующих клеев. Предполагалось, что в качестве древесины для фюзеляжа подойдет лишь белая канадская ель, иначе, спрус. Но российские специалисты провели сравнительные испытания образцов из сибирской сосны и канадского спруса по международным правилам. И доказали, что сибирская сосна по прочности не уступает канадской. А российские клеи менее технологичны, но выдерживают большие нагрузки, чем английские.

Районные СМИ

Новости раздела

23.12.2024 ОБЩЕСТВО

Особая забота о здоровье граждан репродуктивного возраста, дополнительные выплаты, жилищное обеспечение молодых семей – эти и другие мероприятия актуализированы в программе, направленной на повышение рождаемости в регионе. Соответствующие изменения утверждены 23 декабря на заседании Правительства Новосибирской области, прошедшем под руководством губернатора Андрея Травникова.

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: