Тончайший шелк, яркий азиатский узор – это харбинский халат. Из Китая в Новосибирск мода приходила порой быстрее, чем с запада. Сохранились деревянные веера, сумочки из перьев павлина. Один из предметов выставки, халат, хоть и носила его когда-то сибирячка, в музейный зал попал из Сан-Франциско. Экспозицию без преувеличения собирали по всему миру – больше половины экспонатов здесь – не из фондов музея, а из частных коллекций.
«Людей таких найти нелегко. Для нас они жемчужины, потому что сохранять память тех поколений, которые шли до тебя, за 50, 70, 100 лет – это большой труд», – говорит сотрудник музея города Новосибирска Ирина Хлебникова.
Обувь – ее будто не носили.
Шляпки-менингитки так называются, потому что в погоне за красотой модницы делали их изысканными, но не теплыми. Ночные чепчики ручной работы, тонкие комбинации, платки. Но в центре внимания все-таки платья.
Здесь можно полностью проследить свадебную моду первой половины двадцатого века. От кружевных дореволюционных до простых и лаконичных послевоенных. Удивительно, как люди смогли десятилетиями хранить наряды в таком хорошем состоянии. Один из самых молодых экземпляров – свадебное платье пятидесятых годов – это уже new look.
«Мода из комода» – это не только одежда – еще и аксессуары. Сумочки неожиданных фасонов или материалов – как, например, деревянная. Посуда – тончайший фарфор. Или специальный нож – для сыра. А еще рукоделие – техники, о которых знают далеко не все современные мастерицы.
– Бралась ткань. На обратную сторону бархата наносился рисунок, в том числе и цвета полностью. Потом на свет, чтобы было удобно видеть, где рисунок. Садилась девушка, очень умелая, и маленькими ножницами, по-моему, они «цапельки» назывались, начинала выстригать, – рассказывает сотрудник музея города Новосибирска Ирина Хлебникова.
О том, чтобы сделать подобную мужскую выставку, музейщики даже и не думают. Экспонаты не раздобыть – в отличие от женщин, мужчины одежду практически не берегут. Столетние фраки и галстуки – большая редкость, даже для музейных фондов.