Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Дерзкий и несвоевременный»: новосибирскому трамваю исполняется 85 лет

25.11.2019
Елена Фаламеева, специально для VN.ru
«Дерзкий и несвоевременный»: новосибирскому трамваю исполняется 85 лет
Трамвайное движение в Новосибирске удалось запустить только в 1934 году. Фото Алексея Танюшина.
26 ноября исполняется 85 лет со дня первого рейса трамвая по улицам Новосибирска. В МКП «Горэлектротранспорт» к юбилею представили реконструированный музей и рассказали о планах по закупке вагонов-челноков.

Официальное открытие трамвайного сообщения в Новосибирске на участке «Вокзал – Ипподромская площадь – Центр» протяженностью 4,2 км состоялось 26 ноября 1934 года в 11 часов. К этому наш город шел почти 20 лет.

Трамвай3.jpg

Первый проект в Новониколаевске разработали еще в 1915 году. Он предполагал строительство шести верст трамвайных путей (четыре версты одиночного пути и две – двойного) от новониколаевского вокзала через центр города и базар до вокзала Алтайской железной дороги.

Смета составляла 720 тысяч рублей.

Готовый документ направили на утверждение в Томское губернское управление. Однако губернатор Владимир Дудинский назвал проект «сомнительным и дерзким», составленным «с недостаточной осмотрительностью к интересам города». Такое мнение он высказал в докладной записке в Министерство внутренних дел. Проект свернули.

Потом были революция, Гражданская война, и только в 1934 году трамвайное движение удалось запустить.

Первые вагоны пришли в Новосибирск с Мытищинского завода, они были фанерными. При входе в вагон и выходе пассажиры сами открывали двери. Моторные вагоны были оборудованы двумя контроллерами управления и ходили вперед и назад по однопутной линии с разъездами, где к ним цеплялись прицепные вагоны. Средняя скорость трамвая составляла 6,7 км/час. В первый день в трамвае проехали шесть тысяч человек.

Трамвай2.jpg

Сегодня в музее горэлектротранспорта рядом со старыми фотографиями и документами - модели трамваев и троллейбусов, инструменты. Кассы, куда можно было бросить три копейки, а потом вытянуть столько билетов, сколько позволит совесть. Показывая компостеры, директор музея с 2001 по 2019 годы Людмила Чурсина рассказывает, что когда в транспорт заходили контролеры, в салоне раздавался лихорадочный стук. Люди ждали до последнего и «пробивали билетик», только когда оказывались перед непосредственной угрозой заплатить штраф.

На почетном месте в музее - обыкновенный кирпич. Первые вагоны не отапливались, зимой кирпичи нагревали на костре и клали вагоновожатым под ноги. Этого тепла хватало на одну поездку.

Представлены в музее и современные экспонаты. Это, как говорит Людмила Чурсина, «рельсы будущего». Они сейчас используются на улицах Титова, Петухова, Серебренниковской. Это рельсы с длинными пролетами, стыки между которыми практически не чувствуются, что позволяет увеличивать скорость движения.

Трамвайная сеть в Новосибирске постепенно развивалась. 30 апреля 1941 года открыли трамвайное движение по левому берегу. В 1955 году построили Октябрьский мост. Первым по нему проехал трамвай маршрута № 4. В 1975 году протяженность трамвайных путей выросла до 181,19 км. Ежедневно на линию выходило 470 единиц подвижного состава. Устаревший подвижной состав был полностью заменен на современный, скоростной, комфортный.

Трамвай4.jpg

В 80-х годах начали строить метро, значимость трамвая уменьшилась. Были демонтированы линии со многих крупных центральных магистралей: Красного проспекта, Гоголя, Кошурникова, Октябрьского моста.

Сегодня протяженность трамвайных путей - 147,5 км одиночного пути. В парке 139 трамвайных вагонов, которые обслуживают 11 маршрутов.

В городском управлении пассажирских перевозок обещают, что развитию трамвайного движения в городе будут уделять внимание. В планах и строительство новых трамвайных линий и реконструкция существующих.

«Это обособление, строительство транспортно-пересадочных узлов, - рассказал начальник управления Владимир Кондауров. - Если говорить о ближайшей перспективе, это продолжение строительства ул. Титова, строительство участка трамвайных путей по ул. Широкой, ремонт путей на ул. Волочаевской и ул. Сибиряков-Гвардейцев.

Начиная с 2020 года планируется расширение парка за счет приобретения десяти новых трамваев к Молодежному чемпионату мира. Скорее всего, это будут вагоны, которые позволяют обеспечивать челночное движение. Их планируют использовать на линии, которая свяжет станцию метро «Золотая нива» и новый автовокзал на Гусинобродском шоссе. Кроме того, по словам Владимира Кондаурова, продолжится модернизация вагонов на базе совместного предприятия «БКМ Сибирь» в объеме не менее десяти единиц в год.
Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Видеоинструкции о том, как получить социальный налоговый вычет, используя данные об обязательных взносах в Пенсионный фонд РФ, пересылают друг другу новосибирцы и делятся ими в соцсетях. Число обращений за получением таких выплат измеряется сотнями, сообщили в региональной налоговой инспекции. Однако, подчеркивают налоговики, это чистой воды фейк.
Работа предприятий общественного питания возобновится с 10 августа. То есть, помимо летних веранд, начнут работать основные помещения кафе и ресторанов при строгом соблюдении всех санитарных норм в связи с коронавирусной инфекцией. Об этом сообщил губернатор Новосибирской области Андрей Травников в ходе оперативного совещания в региональном правительстве.
Дерево чуть не придавило пожилую женщину на улице Котовского в Новосибирске, хотя накануне не было ни сильных ветров, ни дождей. Пенсионерка доставлена в больницу.
Известного на всю Россию кота Гидранта ждет воздержание от пищи и небольшая диета. В международный День кошек 8 августа его закормили рыбой.
Российские библиотеки уберут из общего доступа книги с маркировкой «18+». Соответствующий приказ федерального Минкульта вступил в силу седьмого августа. Но время на то, чтобы выполнить требования, есть. Библиотеки нашего региона только на днях возобновили работу с читателями, пока ограничивают количество посетителей.
Боле 55 млн рублей составляет задолженность регионального оператора по обслуживанию полигона «Левобережный» неподалеку от Хилокского рынка в пригороде Новосибирска. Для инспекции ситуации на полигоне нужна автодорога, ради которой требуется выделение земельного участка. О решении системных проблем, которые выявил пожар, руководители области и города говорили 10 августа на оперативном совещании в региональном правительстве.