За последние годы это едва ли не единственный случай, поскольку обычно, как только заканчивается лето, цены на заправках растут. Хотя средние цены на ГСМ в Новосибирске остаются на уровне самых высоких в Сибирском федеральном округе. Что продолжает из года в год удивлять, так это дороговизна дизельного топлива. Что говорят эксперты и те, кто каждый месяц тратит миллионы, чтобы заправить самосвалы и уборочную технику? И не грозит ли нам дефицит ДТ?
Цена на дизтопливо давно догнала бензин. В первой декаде сентября литр ДТ стоил 47,05 рубля, превысив ценник АИ-95 и опасно приблизившись к уровню цен на АИ-98. В какие же цифры выльется зимняя и весенняя уборка снега?
— Мы уже не первый год ощущаем дороговизну дизельного топлива. У нас вся грузовая техника работает на этом топливе, это достаточно большая статья расходов. Каждая машина, которая работает в круглосуточном режиме, может брать более 100 литров за сутки. Затраты исчисляются миллионами рублей ежемесячно, — рассказал Андрей ХАРЛАМОВ, владелец новосибирской транспортной компании.
Хозяин компании, занимающейся вывозом мусора и уборкой снега, вспоминает, как в 90-х годах сам ездил на машине, которая работала на дизельном топливе. В то время солярка была почти в два раза дешевле бензина. Удорожание ДТ началось, по мнению собеседника, с начала нулевых.
— Я не понимаю, почему это происходит, — это топливо, на котором работает вся техника народного хозяйства: тепловозы, теплоходы, вся строительная, спецтехника и так далее — все, что задействовано в производстве, доставке грузов. Таким образом идет удорожание всего — и продуктов, которые покупаем в магазине, и продукции, которая производится на предприятиях. Хотя даже на уровне моих познаний химии, полученных в школе, я знаю, что бензин получают в результате более высокой переработки. И по логике солярка, которая занимает положение где-то между мазутом и бензином, должна стоить дешевле. Но она почему-то дороже, — разводит руками Харламов.
Президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров Юлия ЗОЛОТОВСКАЯ, комментируя ситуацию для «Вечернего Новосибирска», отметила, что на сегодняшний момент вызывает тревогу предстоящий зимний сезон — будут ли достаточны поставки дизельного топлива. «В прошлом году мы сталкивались с проблемами по зимнему дизелю», — отметила эксперт.
Что касается стабильной в последнее время стоимости бензина, то Золотовская объяснила это тем, что «по сей день действует соглашение между нефтяными компаниями и правительством об установлении индикативных цен».
При сравнении потребительских цен в регионе, по данным Новосибирскстата, выясняется, что в конце августа и в первой декаде сентября цены на литр бензина АИ-92 и АИ-98 не изменились: первый продавался в среднем по 41,20 рубля, а второй по 50,11 рубля соответственно. Стоимость АИ-95 даже снизилась на 8 копеек — до 44,44 рубля в августе и 44,36 рубля в сентябре.
— То есть правительство по-прежнему контролирует любое изменение, — резюмировала Юлия Игоревна.
От дальнейших прогнозов о развитии ситуации на рынке топлива эксперт воздержалась. «К сожалению, прогнозы, особенно по росту, давать не могу, потому что УФАС считает это призывами к синхронным действиям», — сказала президент ассоциации.
Ситуацию с дизельным топливом прокомментировал мэр Новосибирска Анатолий ЛОКОТЬ. Муниципалитету в ближайшие месяцы снова придется выводить на круглосуточную работу тяжелую снегоуборочную технику.
— В этом отношении у нас проблем нет, — сообщил градоначальник 18 октября на еженедельной встрече с журналистами и добавил, что есть долговременные договоры с операторами, которые действуют как минимум год. — ДЭУ проводят тендеры, и у тех операторов, с которыми заключают соглашения, закупают топливо. У муниципалитета, чтобы повлиять на стоимость дизельного топлива на рынке, конечно, никаких инструментов нет.
Как сообщили в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса муниципалитета, на приобретение горюче-смазочных материалов для подведомственных дорожно-эксплуатационных учреждений на 2019 год предусмотрены лимиты бюджетных ассигнований в размере 252,17 миллиона рублей.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №43 от 25 октября 2019 года.