В институте социальных технологий и реабилитации НГТУ обучается порядка двухсот человек. Студенты особенные – с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата. Здесь обучают инвалидов уже больше 20 лет. Накопленным опытом делятся сегодня на семинаре. С представителями различных вузов страны. От Хабаровска до Москвы.
Студент Алексей Грищенко увлекается информатикой и робототехникой. Хочет стать программистом. Недуг на его стремление к учебе не влияет.
– Я снова поступил на первый курс на информатику, – пояснил Алексей. – Понимаю, что нужно активно ходить и учиться, чтобы полностью закончить образование. Потом мечтаю получить высшее образование.
– Эта модель предполагает комплексную работу и начинается ещё на довузовском этапе – это профориентация. Дальше начинается этап формирования профессиональной мотивации, профессионального выбора. Параллельно ведётся социально-психологическое сопровождение с привлечением спец педагогов и психологов. На этапе окончания – содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение для молодых специалистов в течение года-полутора в зависимости от потребностей, – поясняет заместитель заведующего кафедрой Института социальных технологий и реабилитации НГТУ Инна Жданова.
Сегодня эта модель в новосибирском техническом вузе уже реализуется на практике. Это диспетчерский центр удалённого сурдоперевода. Ежедневно сюда поступают сотни звонков со всей России. Позвонить сюда может любой. Главное – иметь смартфон и выход в интернет. Принцип работы специального приложения схож со Скайпом.
Принцип сурдоперевода можно использовать и в аудиториях на лекциях. Об особенностях данной модели рассказала директор Института социальных технологий и реабилитации НГТУ Людмила Осьмук:
«Модель, которую мы сегодня обсуждаем, стала возможной благодаря идее инклюзивного образования. Собственно говоря,создаются особые условия, но не для того, чтобы человек в них чувствовал себя особым, а для того, чтобы он чувствовал себя, как все остальные люди с нормой здоровья.
По закону обучать студентов-инвалидов обязаны везде. По факту: не у всех вузов есть возможности. Сегодня актуальны вопросы, как новую модель новосибирских специалистов внедрить повсеместно, и что ещё необходимо в проекте скорректировать. В ряде вузов-партнёров он уже реализуется. Надеются: через год масштабы увеличатся.