Новосибирск 11.6 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Имидж

Идиоты в «Хаосе»

Идиоты в «Хаосе»
Фото Ольги Матвеевой, предоставлены пресс-службой театра «Старый дом».
В Новосибирске поставили спектакль, который идет пять часов. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №43 от 23 октября 2019 года.

В театре «Старый дом» поставили «Идиота» Достоевского. Вернее, переписали сообразно реалиям сегодняшнего дня. В котором, похоже, с ума сошли абсолютно все.

Сюжет остался тем же. Правда, за исключением некоторых деталей. Только вот обстоятельства изменились. Перед нами сегодняшний день со всеми его атрибутами: истеричными песнями Монеточки, смартфонами, дизайнерской одеждой и разговорами, разговорами, разговорами — большей частью о самом важном в нашем мире, то есть о деньгах и власти.

Ружье обязательно выстрелит

Главные герои романа Достоевского «Идиот» в основном молодые люди — им от 23 до 30. В наши дни это как раз то самое поколение, которое выросло на развалинах СССР. И только тридцатилетние еще помнят мультик «Ну, погоди!» и то, что когда-то все было ясно и понятно. Те, что помладше, живут уже другими мемами и категориями, говорят на другом языке и с крайним презрением относятся к наследию прошлого как к чему-то замшелому и архаичному. Находятся в глубоком кризисе смысла. И возможно, по этой самой причине Достоевского не читают, предпочитая следить в ютубе за стримами радикальных блогеров с ружьями наперевес.

Доминируют сейчас уже совсем другие герои, нежели в Советском Союзе. Деньги — чуть ли не главное действующее лицо этой пьесы. Здесь уже нет в полном смысле этого слова князей. Зато есть семьи богатые и те, которые когда-то таковыми были и теперь изо всех сил стараются все себе вернуть, причем любыми способами. В сущности, не зря в этом мире бестселлером стал роман Джорджа Мартина. Прокачанный со всех сторон Гаврила Иволгин (Ян Латышев) на высоких тонах рассуждает о социальных лифтах, вернее, об их отсутствии, совершенно в риторике навальнистов. А юная дурочка Аглая (Анастасия Пантелеева) транслирует в вольном пересказе подростка-недоучки либеральные идеи, густым потоком льющиеся из ютуба. Одному из них не нужно уже бороться за место под солнцем, ибо родители давно и прочно это самое место пометили. Другому же ничего не остается, как заполучить привилегии с помощью одного из самых древнейших, почти бескровных способов — женитьбы.

media66001.jpg

Князь Мышкин (тут уместно напомнить, что одно из первоначальных названий романа было «Князь Христос») на этот раз выглядит в прямом смысле гостем в этом мире. Таким зрителем, наблюдателем, вынужденным стать участником одного большого преступления. Когда-то давно, вероятно еще в раннем детстве, покинувший дом, уехавший на лечение Левушка возвращается в совсем другой мир, не тот, из которого уезжал. Идиот Андрея Прикотенко — это не только персонаж романа и не только актер Анатолий Григорьев. Идиот в этом тексте многомерен. Благодаря сценографии и режиссуре все герои романа превратились одновременно в отражения Мышкина и… подозреваемых. Каждый в какой-то момент сядет прямо перед зрителем и будет допрошен на предмет причастности к самому настоящему убийству. Только вот кого здесь убили? Только ли неуловимо напоминающую Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» Настасью Филипповну (Альбина Лозовая)? И кого она здесь олицетворяет на самом-то деле?

Пять часов в сумасшедшем доме

Спектакль идет в общей сложности пять часов, включая антракты. Впрочем, с большой формой в «Старом доме» уже сталкивались, скажем, в «Пер Гюнте» или «Трилогии». Конечно, к концу представления в зале останутся самые стойкие. С одной стороны, это в некотором смысле результат естественного отбора. С другой — вывод из самой структуры спектакля, в котором каждый акт в общем-то завершенное художественное высказывание о сегодняшнем дне.

— «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Я здесь», «Злачные пажити», «Социопат», «Идиот» — это шесть знаковых спектаклей, которые полностью раскрывают наш потенциал, — говорит директор «Старого дома» Антонида Гореявчева.

043-21-02.jpg

И недаром последний спектакль открыл фестиваль актуального театра «Хаос», который идет в Новосибирске с 19 по 29 октября. И спектаклей, поставленных по романам Достоевского, в нем целых три.

— Думаю, Федор Михайлович зацепил сегодня людей погружением в бессознательное, в психоанализ, — считает арт-директор фестиваля «Хаос» Оксана Ефременко. — Например, в программе спектакль театра Дрездена «Униженные и оскорбленные» будет немного провокационным — не в смысле содержания, а в смысле самого подхода к Достоевскому. Он как бы вскрывает Достоевского истинного. Это, конечно, будет вызывать разные эмоции. У Константина Богомолова «Преступление и наказание», напротив, абсолютно аскетический, психологический, реалистический. А Андрей Прикотенко пришел к «Идиоту» совершенно органическим путем. Есть у нас артист Анатолий Григорьев, которому было бы интересно сыграть роль, полностью противо­положную всем его предшествующим ролям. Мышкин — это же не совсем Григорьев. Он выглядит таким брутальным Пер Гюнтом, Гамлетом каким-то борющимся, а здесь совершенно другой образ. Мне кажется, получилось любопытно.

С Оксаной Ефременко согласны многие зрители в зале, в том числе из числа гостей города. Например, тележурналист Елена Медведская сообщила, что смотрит спектакль с большим интересом, похвалила артистов.

— Очень нравятся приемы, все обращено в сегодняшний день и попадает в зрителя. Все продумано, вплоть до сценографии, все оправданно. Конечно, Прикотенко, который практически переписал оригинальный текст Достоевского, можно возразить — мол, классики все равно пишут о человеке и его страстях. Но режиссер хочет именно в сегодняшнем дне разыграть эту историю. Это можно принимать или не принимать, но это интересно.

Факты о романе «Идиот»

Сущность романа писатель разъясняет в письме С. А. Ивановой: «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, — всегда пасовал. Потому что это задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал — ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался. На свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо».

Достоевский написал роман «Идиот», живя за границей — в Швейцарии, Германии, Италии. Он бежал из Петербурга от кредиторов, требующих возврата денег: за писателем числились долги его покойного брата.

Во время работы Достоевского над романом умерла его трехмесячная дочь Соня.

Районные СМИ

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: