Новосибирск -14.3 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Религия

Иконописец сравнил выставку своих картин со сдачей ЕГЭ

Иконописец сравнил выставку своих картин со сдачей ЕГЭ
Петр Милованов – иконописец и автор росписи российских храмов. Фото Виктора Боровских
Этой осенью прихожане новосибирского собора Александра Невского могут видеть, как постепенно обновляется роспись храма, созданная почти 20 лет назад Петром Миловановым, а посетители Городского центра изобразительных искусств – познакомиться с другой стороной творчества художника. Пока Петр, Артемий и Иван Миловановы – отец, сын и внук – работают над внутренним убранством собора, в ГЦИИ открылась выставка основателя династии «Приглашение к цветовому костру».

Новосибирского художника-монументалиста Петра Милованова знают прежде всего как иконописца и автора росписи российских храмов. В частности, собор Александра Невского он вместе с сыном, красноярским художником-пейзажистом Арсением Миловановым, расписал почти два десятка лет тому назад. Сейчас художники отреставрировали роспись купола, который находится на высоте двадцати пяти метров. Планируется закончить работы к Рождеству.

— Купол расписывали в 1997 году, в феврале — мае, — вспоминает Петр Милованов. — Мне помогал сын Арсений, которому тогда исполнилось 33 года. И внук Иван тоже приходил, забирался сюда. У меня даже сохранилось фото. Спустя 21 год роспись купола и «барабана», средней части храма, стала нуждаться в реставрации. Краска частично осыпалась. Не по нашей вине, а потому что здесь особые условия — разница температур, высокая влажность, испарения. «Барабан» каждый год очищают от копоти, а вот под самый купол добрались впервые, ведь ставить леса — дорогое удовольствие. Кажется, в десятом или двенадцатом году сюда поднимались альпинисты и, когда стали отмывать стены от сажи и копоти, обнаружили, что краска просто сползает. 

фото Виктора Боровских

Спустя восемь лет роспись восстановили. От свисающей с купола огромной цепи, на которой держатся люстра и паникадило, как по компасу, расходятся архангелы — на север, юг, запад и восток. Лик Вседержителя ориентирован с востока на запад. Теперь он смотрит строго перед собой. Петр Алексеевич объясняет: «До реставрации Бог смотрел в сторону, но я сделал так, чтобы он смотрел прямо — благословлял нас». Это единственное изменение, которое внес мастер. 

Его экзамен 

В экспозицию, которую можно увидеть в ГЦИИ с 18 октября по 18 ноября, вошло около 60 картин, написанных Петром Миловановым в 2013–2018 годах. Произведения, созданные по библейским сюжетам, выполнены в минималистичной манере, с супрематическими элементами.

— Недавно мне подумалось — у школьников ЕГЭ как итог школярства, а у меня тоже ЕГЭ, только всей жизни, сдаю экзамен за все свои 80 лет, — говорит Петр Алексеевич. — И вот тут хочется сказать, что я доволен результатом. Потому что практически все, что было мной задумано, сделано. Вопрос в другом — а достаточно ли высоко поставлена планка? 

Супрематизм — направление в авангардистском искусстве, созданное Казимиром Малевичем. По сути, это разновидность абстракционизма, комбинация разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний — прямой линии, квадрата, круга, прямоугольника.

фото Виктора Боровских

— Языком супрематизма я говорю о христианстве и не только, — комментирует Петр Милованов. — Например, вот эта картина называется «Cветлый путь христианина». И что мы видим на этом светлом пути? Крест как символ страдания. Ниже орудия пыток — копье с намотанной на него пропитанной уксусом губкой. Внизу терновый венец и гвозди. А с левой стороны как символ человека-христианина — монах… Вот так на самом деле выглядит этот светлый путь. 

Вначале была единая церковь 

Считается, что рукой иконописца движет Бог. Но, по словам Петра Милованова, его картины созданы без участия мистики.

— Они рождаются сами по себе, — говорит художник. — Вот, к примеру, «Моление о чаше» появилось после того, как я перебирал бумажки и увидел небольшой круг, разрезанный пополам. Возникла ассоциация — почему-то с чашей. И отсюда у меня уже выросло несколько тем, в том числе и «Моление о чаше». Образ всегда рождается из конкретной вещи — линии, цветной бумажки. В общем, ничего чудесного.

фото Виктора Боровских

Одна из картин называется «Историческая встреча». На ней изображены представители западной и восточной христианской церкви, которые приветствуют друг друга как старые друзья. Как известно, встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска состоялась 12 февраля 2016 года в здании международного аэропорта имени Хосе Марти в столице Кубы Гаване и стала первой такого уровня за всю историю Русской православной и католической церкви.

фото Виктора Боровских

— Я с большим вниманием и удовольствием отнесся к тому, что это наконец случилось, — говорит Петр Милованов. — Причем впервые за все время существования христианства. Ведь вначале это была единая Византийская церковь. Но в силу очень многих обстоятельств западная и восточные культуры разошлись в понимании и восприятии христианства, произошел раскол. Ссоры идут, жестокие и колоссально несправедливые. А несправедливость в том, что основным посланием Спасителя людям было любить друг друга! И странно, что западные и православные христиане, которые, по сути, должны нести эту идею людям, сами враждуют между собой. Парадокс!

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №44 от 31 октября 2018 года

Районные СМИ

Не пропустите

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: