В больших городах интернет-сервисы мощно потеснили классические таксопарки, в малых – только выходят на рынок. По словам представителей онлайн-такси, они сейчас активно интересуются работой в малых городах с населением меньше 50 тыс. И уверяют, что там их появление будет выгодно и жителям, и городкам.
«У нас в России более 800 городов, в которых менее 100 тысяч населения, - говорит Алексей Федотов, руководитель по развитию бизнеса Яндекс. Такси в России. - В 70% этих городов есть только 2G интернет, слабо развита прорисовка карт, разрознена система взаимодействия между такси и общественным транспортом. Когда мы начинаем работать в городе, то с помощью партнеров нам удается прорисовать весь город - дома, дороги. Начинает работать навигатор, а также система оповещения о пробках и дорожной ситуации. После этого непосредственно наши коллеги заходят с системой Яндекс. Транспорт. В результате становится удобнее жителям: они могут отслеживать движение транспорта, и строить свои планы, исходя из этого. Есть уже примеры маленьких городов, где партнерские телеком-компании помогали развить 4G. Получается, что после нашего прихода у людей появится нормальный интернет и они смогут пользоваться IT-технологиями».
Появление агрегаторов такси в малых городах способствует росту доходов населения, утверждает Алексей Федотов. За счет перераспределения дохода на всех водителей в городе средний доход в час на водителя такси в маленьком городе становится около 200 рублей при среднем чеке в 73 рубля. Для сравнения, в Новосибирске в среднем поездка стоит 200 рублей, а доход водителя в час составляет 300 рублей.
Гость из Ирана, Ахмад Акбарнеджад, директор инспекции по надзору за делами Иранских гильдий, рассказал на конференции, что средний доход в час у российских и иранских водителей почти равен. В Иране таксисты получают в переводе на нашу валюту около 250 рублей. Но у них нет постоянной проблемы с ростом цен на бензин - за один литр они отдают, в переводе на наши деньги, 14 рублей.
Технология интеренет-сервисов такси небезконфликтна. Это показала недавняя забастовка водителей Яндекс.Такси в Академгородке. Водители в научном центре (который фактически является небольшим городком) отказались принимать заказы и устроили забастовку, потому что за один заказ стали получать около 30 рублей. Интернет-сервис отменил компенсационные выплаты, и доход водителей от поездок резко упал. Для пассажиров цена не поменялась, а вот водители вдруг выяснили, что стали получать за одну поездку всего 70 рублей.
Зарубежный опыт такси тоже неоднозначен. Условия работы для таксистов в Белоруссии еще недавно были настолько ужасны, что в стране случился транспортный коллапс – население просто не могло заказать такси, потому что водителей не было, рассказал гость конференции Сергей Курневич. Работать таксистом приходилось себе в убыток. Во-первых, для работы им требовался таксометр, которые ежемесячно нужно было подвергать недешевой поверке, во-вторых, машина должна быть оборудована средством контроля налоговых органов, которое стоит около 70 долларов и также нуждается в ежемесячной поверке. В-третьих, в каждом такси должны быть терминалы обслуживания карт, за которые нужно отдать около 200 долларов. В-четвертых, машина должна быть обклеена, и проходить дважды в год техосмотр. Добавьте сюда ежедневные платные предрейсовые медосмотры, страховку авто и пассажиров, и выйдет кругленькая сумма. В итоге работать стало некому. Либо водители требовали с пассажиров не по таксе, а те платили, потому что альтернативы в стране просто не было. Проблема начала решаться лишь недавно, когда законодательно были приняты некоторые послабления.
Несмотря на популярность и дешевизну, к работе компаний по онлайн-заказам такси есть немало вопросов и в России. Это касается налоговых выплат и урегулирования спорных моментов с клиентами. До сих пор до конца непонятна судьба закона о такси, который был принят в первом чтении еще в 2015 году. Он тогда вызвал массу споров, которые затормозили его дальнейшую проработку. И вот, спустя три года, работа агрегаторов такси все еще не регулируется на законодательном уровне. Модератор конференции Александр Старовойтов, член комитета по транспорту и строительству ГД, пообещал, что к концу 2018 года закон будет доработан и окончательно сформирован.