По данным ГУ МВД по Новосибирской области, 64 % от общего числа совершенных в этом году мошенничеств удалось провернуть, благодаря информационно-телекоммуникационным технологиям. «За год данный вид преступности вырос на 28%», − прокомментировала Наталья Жуласова, сотрудник пресс-службы областной полиции. В период осенних распродаж покупателям стоит быть очень осторожными.
Накануне «Черной пятницы», в этом году она стартует в ночь на 27 ноября, аферисты всегда начинают массовые атаки на покупателей. Чаще всего преступники действуют от имени крупных торговых сетей. Они звонят, присылают СМС-сообщения и электронные письма с описанием нереальных скидок, которые можно получить, просто кликнув по прикрепленной ссылке. Это фишинг − от английского слова «рыбалка». Создается заманчивый контент и на него, как на наживку, и пытаются поймать покупателя.
Сайты-подделки
Часть присылаемых на ваш телефон или почту ссылок, по которым предлагается перейти на страницы онлайн-магазинов известных фирм, могут вести на поддельные сайты, рассказывает IT-эксперт, аудитор по информационной безопасности Валерий Черновский.
«Обратите внимание на название сайта. Мошенники создают копии популярных площадок, надеясь, что доверчивый покупатель не заметит подмены, − делится с нами Валерий. − Разница в названии при этом может быть совсем незначительной − одна или две буквы, или просто похожие буквы, например, английская l английская i. Это надо иметь ввиду».
Оригинальный, не поддельный сайт крупного магазина распознать можно не только по правильному написанию всех букв, но и по оставленной там истории, продолжает наш собеседник. «Сайт, на котором человек регулярно совершает покупки, должен быть визуально ему знаком, кроме того, там должны быть сохранены его данные: логин, истории и так далее. Обратите внимание, есть ли добавленные в корзину товары. Если ничего этого нет, стоит насторожиться».
Значок закрытого замка
Прежде, чем вводить реквизиты карты на странице оплаты, удостоверьтесь, что сайт использует защищенное соединение, то есть его адрес должен начинаться с https:/, а в адресной строке стоять значок закрытого замка.
«Значок закрытый замок означает, что у сайта, на который вы зашли, есть так называемый цифровой сертификат, − рассказывает Валерий Черновский. − Нажмите на этот замочек и далее «подробнее»: должна открыться надпись «подлинность веб-сайта такого-то и название». Если имена сайтов в адресной строке и в цифровом сертификате совпадают, вам не о чем беспокоиться».
Сайты без замка сейчас являются моветоном, покупать там ничего не стоит, продолжает Валерий: информация, которую вы туда отправляете, никак не шифруется. Другими словами, сидящий рядом человек с помощью сети вай-фай может легко получить данные ваших карт и другие конфиденциальные сведения.
Еще один совет от экспертов в области кибербезопасности − не переходить по ссылкам от неизвестных отправителей. Если предложение приходит от популярного магазина, лучше самостоятельно зайти на его официальный сайт и перепроверить информацию.
«Чтобы обезопасить себя, надо проверить, от кого вас пришло письмо. Обратите внимание, что стоит в адресе письма после значка собачка @. Если вы видите непонятный набор букв, значит, вы подверглись атаке кибермошенников», − говорит Валерий Черновский.
Ссылка не предзаказ
Еще одна из уловок, которой часто пользуются кибермошенники − отправка ссылок на предзаказ товаров со скидкой. После того, как покупатель перейдет по этой ссылке на какой-то непонятный сайт и введет данные своей карты, мошенники тут же опустошат его счет. На самом деле крупные торговые сети не присылают отдельные «ссылки на оплату». Все операции проходят только через их официальные сайты, говорят эксперты.
Несмотря на рост числа преступлений, связанных с онлайн-шопингом, меньше интересоваться им россияне точно не станут. По словам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, спрос в онлайне на «Черную пятницу» этого года все равно будет высокий. Те, кто копил деньги на путешествия и новогодние гуляния, сейчас вынужденно спустят их на покупки по распродаже.
Рост интереса к интернет-шопингу отмечают и в компании Wildberries. «Люди будут больше заказывать в интернет-магазинах, чтобы, с одной стороны, сократить число социальных контактов, а с другой − сэкономить своё время и провести его с семьей, − прокомментировал представитель компании Антон Шахов. − Кроме того, мы прогнозируем дальнейший рост продаж в онлайне, благодаря массовому притоку новой аудитории покупателей, в том числе, например, аудитории 55+».