Сама же история Нерукотворного Образа следующая. Согласно преданию, Едесский князь Авгарь тяжело заболел и, услышав о чудесах, которые совершал в Иудее Иисус, направил туда живописца, чтобы тот нарисовал портрет этого чудотворца. Как ни старался прибывший в Иерусалим художник нарисовать портрет Спасителя, ничего у него не получалось, так как от лица Христа постоянно излучался свет.
Заметив бесплодные попытки живописца, Иисус умыл своё лицо, взял льняное полотенце (убрус) и вытерся им. К удивлению всех на убрусе запечатлелся портрет Спасителя, причём не негативный, как это должно быть, а позитивный. Едесский же князь Авгарь, взглянув на этот образ Спасителя, тут же вылечился. Так или иначе, но в 787 году на Седьмом Вселенском Соборе наличие Нерукотворного образа приводилось как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.
Долгое время эта святыня хранилась в Едессе, пока её не выкупили православные византийцы. Нерукотворный Образ с великими почестями был перенесён духовенством из Едессы в Константинополь. Это событие и отмечается 29 августа.
Но в Византии Образ пребывал недолго, чуть больше двухсот пятидесяти лет. Святыня была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками четвёртого Крестового похода в 1204 году. По преданию, корабль, перевозивший убрус, потерпел крушение. Икона же Христа «Спас Нерукотворный» стала одной из распространённых икон Спасителя. Самая известная из них – образ московского иконописца Симона Ушакова, написанный в 1658 году. А храмов в честь Нерукотворного Образа в России очень много. Есть они и в Новосибирской области.
Так, в Каинской епархии в городе Куйбышеве (бывший город Каинск, получивший название от реки Каинки) хотят к 300-летию города, которое будет отмечаться в будущем году, восстановить разрушенный в 1939 году Спасский храм. В той же епархии в селе Венгерово (бывшее Спасское) храм в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа стараниями местного настоятеля фактически отстроен заново и в настоящее время является украшением села.
У праздника в честь Нерукотворного Образа названий несколько. Например, его зовут Спасом на холсте. И не только потому, что нерукотворный образ Спасителя был отображён на ткани, а ещё и потому, что наш полуязыческий русский народ только с этого дня начинал продавать натканные холсты. Также этот праздник называют Спасом ореховым, так как к этому дню в южных областях России обычно вызревали грецкие орехи, а в центральной России этот праздник называли Спасом хлебным, потому что к этому дню обычно созревали яровые хлеба.
В любом случае эти названия народные и в храмах в этот день не освящают ни холсты, ни орехи, ни хлеб. Крестьяне же, утром помолившись в храме, отправлялись в поле трудиться, так как последние дни лета в сельском хозяйстве самые важные: один день год кормит.
Храм в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа в селе Венгерово, Новосибирская область