Готовятся к премьере артисты необычно: ходят в Пенсионный фонд, налоговую инспекцию, школы и магазины с опросными листами. Зачем, рассказала основательница проекта.
— Таисия, задам вопрос, который интересует, пожалуй, всех, кто слышит о проекте: что такое капсульный театр?
— Это театр-студия, в котором будут участвовать не только артисты, но и зрители. При театре будет функционировать студия, куда может прийти любой желающий, чтобы попробовать себя в качестве актера. Помимо этого, капсульный — синоним слова «камерный». Он подразумевает небольшую форму — мы не будем собирать стадионы, но что-то маленькое и интересное у нас точно родится. Капсульный театр предполагает различные необычные форматы взаимодействия с нашей аудиторией: мастер-классы, сторителлинги, спикинги, круглые столы, открытые кафедры, лекции — различное интересное творческое наполнение. Девиз нашего театра «Открой свою капсулу», то есть каждый может воплотить здесь что-то свое. Это такая арт-берлога для творческой реализации молодежи.
— Разве в городе недостаточно театров, интересных для молодежи, и культурно-досуговых центров, где можно найти творческий кружок по душе?
— Безусловно, театральный продукт в городе есть. Но уникальность нашего проекта — ориентированность именно на молодежь и возможность выхода в непосредственный контакт с потребителем продукта. То есть это не просто отдельно театр и отдельно зритель.
У нас это будет в диффузии — зритель может непосредственно взаимодействовать с артистами, стать участником того, что делаем мы. Что касается культурно-досуговых центров Новосибирска… Я исследовала этот рынок, сама работала в одном из них. И действительно, есть дома молодежи, которые можно сравнить по цели с тем, что будем делать мы. И я не знаю, в чем проблема, но они не достигают тех результатов, которые себе планируют. Как правило, даже если они переживают ребрендинг и выходят на новый формат, жизнь там стоит, нет циркуляции. У нас же есть четкое понимание того, чего мы хотим и как это может быть полезно для молодых ребят, которых мы вовлекаем в наш проект.
Сейчас наша команда — это 14 студентов Новосибирского театрального института, с которыми мы готовим премьеру. Но после открытия театра будем готовы принимать новых участников в наши ряды. К нам может прийти любой студент или школьник. Другой вопрос, что нам бы хотелось, чтобы люди приходили с идеей. Не просто с желанием играть, мол, «репетируйте меня», а с какой-то инициативой, программой, проектом. С желанием открыть свою капсулу.
— Когда же состоится открытие театра и чего ждать на премьере?
— Сейчас мы готовим яркое, масштабное открытие, которое пройдет в «ЦК 19» в середине ноября. Готовим большой спектакль в технике вербатим. Это будет история про срез поколений нашего города. Я абсолютно убеждена, что самые интересные люди живут рядом с нами, чтобы найти их, не нужно куда-то далеко ходить. Поэтому дала своим студентам из театрального института задание погрузиться в абсолютно разные сферы общества и попросить людей рассказать о себе, ответить на ряд вопросов — мы специальную анкету для них придумали.
Был сформирован ряд мест, в которых нам бы хотелось побывать: Пенсионный фонд, налоговая служба, школы, церкви, компьютерные клубы, базары, магазины, вокзалы, бордели. Там мы и собираем истории. Люди на это реагируют по-разному. Встречается, конечно, негатив — не все готовы рассказать о себе, особенно когда ты предлагаешь зафиксировать рассказ на диктофон или на камеру. Но, как правило, когда ребята объясняют, зачем задают свои вопросы, люди раскрываются. И на основе этих историй мы будем делать спектакль. Он будет о том поколении, которое здесь и сейчас, о разных людях, живущих в Новосибирске.
Это и для актеров интересно: они сами, по сути, являются драматургами той пьесы, которую им предстоит играть. Вдохновилась я, увидев в Москве спектакль Дмитрия Брусникина «Транссиб»: ребята сели в поезд в Москве и доехали до Владивостока и обратно. По пути собирали истории своих попутчиков. Мне эта форма показалась очень интересной. Вот я и решила, что было бы неплохо воспользоваться этой сюжетной канвой, чтобы исследовать тех, кто сейчас живет в нашем городе.
— А что вдохновило вас на участие в конкурсе грантов форума «Таврида»?
— Наш проект существует с 2016 года, я тогда еще училась в театральном институте. Правда, он был немного в другом формате — чисто студенческий театр. Уже тогда мы написали этот проект, и тогда же я впервые поехала на «Тавриду». Но, может, плохо сформулировала идею, может, сама не до конца понимала, что это должно быть. В результате первый блин был комом — заняла 48-е место. Затем, окончив институт здесь, переехала в Москву, поступила там. В 2019 году решила возобновить работу над этим проектом. Отредактировала его, подтянула недочеты. И в этот раз мне очень повезло с жюри конкурса грантовых проектов. Это были молодые ребята, которые сами горели идеями, и мне удалось их своим проектом увлечь.
— В рамках гранта выделили 250 тыс. рублей. Хватит этого, чтобы воплотить идею в жизнь?
— Финансирование выделено на срок до августа 2020 года. За это время мы должны обрести самостоятельность. Сейчас у нас нет места, нет материальной базы, нет аппаратуры — начинаем потихоньку все приобретать. Да, сумма невелика, но я надеюсь на финансирование наших партнеров, на нематериальную помощь. Я общалась с организаторами Мастерской Крикливого и Панькова и поняла, что делать бизнес из театра очень сложно. Это почти всегда привлечение собственных инвестиций, отсутствие стабильности. Но пока что у нас есть четкий план, и мы надеемся его воплотить. У нас запланировано на этот год порядка 10 мероприятий. Из ближайшего — поэтический конкурс «Белые розы Сибири». Там самодеятельные поэты блеснут в своих умениях. Уже 183 заявки подано на данный момент.
— А главную задачу проекта — привлечение молодежи к театру — удастся воплотить?
— Насколько я знаю, не более пяти процентов людей посещают театр. Так что говорить на сто процентов о том, что у нас получится завлечь молодежь, мы не будем. Раньше в театр пытались завлечь театрализованными уроками литературы в школе, совместными культмассовыми походами. Но это было какое-то, скорее, принуждение, чем искренний интерес. Я думаю, что современная молодежь более интеллектуальна и развита, нежели те люди, в чье время не было интернета и глобального доступа к информации. Поэтому, думаю, возникающее у них желание творить можно культивировать и подпитывать с помощью таких проектов, как наш. Как привлечь молодежь? Есть много возможностей в соцсетях закинуть удочки. У нас есть группа во «ВКонтакте», в Instagram, Facebook. Также у нас будет достаточно серьезная информационная поддержка от «Тавриды».
Конечно, я очень оптимистично смотрю в будущее и пытаюсь перенести свои позитивные флюиды в команду, чтобы они тоже понимали, что это не просто было и прошло, а что из этого можно сделать что-то очень хорошее и долгосрочное, что будет приносить заработок и радость тебе и людям.
ФАКТ
«Название театра «Велюровый круг» родилось так: мы взяли пять разных прилагательных, пять разных существительных, которые так или иначе соотносятся с театром. Потом начали убирать те, которые нам не нравятся. В итоге остался «велюровый» и «круг». Велюр — это материал, из которого сделана обшивка сидений в театре. А круг — это круг сцены вращающийся. Соединение зрителей и сцены», — объясняет Таисия.
ДОСЬЕ
Таисия Глушихина. Окончила НГТИ в 2016 году, окончила ГИТИС в 2019 году, преподаватель Новосибирского государственного театрального института, победитель конкурса грантов форума молодых деятелей культуры и искусств «Таврида 5.0».
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №41 от 11 октября 2019 года.