25 сентября в 12.00 колонна из трех ГАЗ М-20 «Победа» должна была подъехать к Монументу Славы, чтобы возложить цветы к Вечному огню. В каждом городе международного маршрута участники экспедиции встречаются с ветеранами и молодежью, чтобы напомнить о подвиге участников Великой Отечественной войны. Выпущенные сразу после победы автомобили ГАЗ М-20 стали символом мирной жизни. К назначенному времени колонна не успела.
Желтая, коричневая и голубая «Победа»-кабриолет застряли в пробках на подъезде к Монументу. Маршрут экстренно пришлось перестраивать и вместо эффектного прибытия на улицу Станиславского парковаться во дворах соседних жилых домов. В старой сталинской застройке автомобили смотрелись «как родные». Ветераны и местные жители разглядывали раритетные авто, садились за руль и нажимали на педали.
73-летняя Татьяна Александровна Никитина уверенно села за руль, справилась со старинным стеклоподъемником и нашла переключатель скоростей. По её словам, она не раз ездила на «Победе» своего друга.
«Хорошая машина мне нравилась. У него зелёного цвета была, такая красивая. Я не каждый день за руль садилась, но ездила. Вообще-то у меня был свой мотоцикл, я работала инспектором госдоходов в финансовом отделе, ездила на участке своем», – призналась пенсионерка.
До Новосибирска добрались три раритетных авто из пяти. Еще две «Победы» оказались не готовы к дальним путешествиям. Как говорят участники экспедиции, на «прокачку» машин уходит несколько месяцев. Ретро-запчасти ищут по всей России – под капотом ГАЗ М-20 все свое, родное. Механика приходится возить с собой. Дядя Коля Иванов – уникальный специалист.
«Работаю с «Победами» с 72 года, они все время на глазах были. Современные слесаря все по иномаркам в основном. Сейчас даже «Волги» никто не делает. Не знаю как у вас, а у нас в Екатеринбурге можно по пальцам пересчитать специалистов, кто их возьмется делать, – рассказывает Николай Николаевич. – «Победа» есть «Победа». Здесь железо очень толстое. Она 57 года, а крылья родные, видите».
Дядя Коля показывает автомобиль с именем «Легенда» 57 года выпуска. Самая старая участница экспедиции – «Победа» 50 года выпуска – носит имя «Гавань». «Маэстро» с бюстом Бетховена на приборной панели – машина первой модификации 53 года выпуска. Ни в одном автомобиле нет кондиционера, механической коробки передач и электростеклоподъемников, при этом цена такой машины может достигать более 5 млн рублей.
«Вообще-то, эти машины бесценны. На рынке таких автомобилей много, начиная от 100 тысяч, которые никуда не поедут, и заканчивая 5 млн и больше. Все зависит от модификации. У меня обычная «Победа», а кабриолет стоит в 2-3 дороже», – рассказал VN.ru участник экспедиции Вячеслав Басков. Он ездит на семейном автомобиле, который его отец купил 27 лет назад.
Как говорят участники, старые машины неизбежно будут ломаться в пути. В составе экспедиции еще три машины сопровождения на случай серьезных поломок – «Тундра» с прицепом, в которую в случае чего можно загрузиться, и УАЗ с подкатом для транспортировки. Но, как говорит механик дядя Коля, серьезных поломок еще не было: «Все остальное так – насморк».
С 2012 года караван «Побед» уже доходил до Берлина, был во всех городах-героях, включая территорию Белоруссии и Украины, его встречали и на новых российских территориях. Во всех точках маршрута участники рассказывают о подвигах участников Великой Отечественной войны, защищают историческую память и правду.
Комментарии