Новосибирск 0.3 °C
  1. ТРАНСПОРТ
  2. История

«Нахальный внедорожник»: неизвестные факты о легендарной «Ниве»

Легендарный внедорожник «Нива» 5 апреля отмечает 45-летие
Создать «автомобиль для сельской местности» конструктора вдохновила сибирская природа. Фото АвтоВАЗа с сайта "Известий"
Мало кто знает, что конструктор этого автомобиля-легенды Валерий Сёмушкин — родом из села Спирино Новосибирской области. Создать «автомобиль для сельской местности» конструктора вдохновила сибирская природа.

Машины — они, как женщины: в каждом возрасте прекрасны по-своему. Возможно, когда-нибудь в Новосибирске появится памятник первому российскому внедорожнику — автомобилю «Нива». Сегодня, 5 апреля 2022 года исполняется ровно 45 лет с момента появления серийной машины, ставшей гордостью отечественного автопрома.

Уже несколько лет общественники просят установить в Новосибирске памятник автомобилю «Нива». Дело в том, что о Валерии Сёмушкине — в родном городе почти никто ничего не знает.

Известно, что создать «автомобиль для сельской местности» конструктора вдохновила сибирская природа. «Я родился 27 февраля 1940 года в селе Спирино Ордынского района на Оби, в 140 километрах от Новосибирска. Отца я помнить не мог, так как в 1941 году мать проводила его на фронт, а в 44-м он погиб в Польше. Но до сих пор у меня хранятся его письма, в которых он часто делал рисунки цветными карандашами.

Мать — учительница, тоже рисовала и по потребности, и по обязанности. Наглядных пособий в сельских школах после войны было, прямо скажем, немного. Моя мама выполняла их сама карандашами и красками на листах ватмана. Так что желание и потребность в рисовании были заложены во мне, можно сказать, с рождения», - писал о себе сам Валерий Сёмушкин.

Конструктор рассказывал, как однажды в Спирино на лето к соседям приезжал мальчик —ровесник Валерия Павловича. И он привез с собой автомобильный конструктор. Чего там только не было! Рамы, крылья, колесики, двери, гаечки, винтики.

«Но нужно было заслужить доверие, чтобы тебе дали отверточку и позволили собрать машинку. Сейчас я даже удивляюсь, какой это был аккуратный и бережливый мальчик — не растерял ни одной гаечки», - вспоминал детство Сёмушкин.

Потом был дядя Андрей — шофер маслозавода. Он помогал маленькому Валере с матерью и сестрой переезжать из деревни в деревню, куда мать переводили учительствовать.

Нива 2.jpg

Валерий Сёмушкин родился в Спирино Фото АвтоВАЗа с сайта "Известий" 

«Однажды дядя Андрей ушел в магазин, а меня оставил в кабине, не заглушив двигатель. Рычаг коробки передач призывно подрагивал, и я решил: а проеду-ка немного. Вроде ничего сложного в этом нет. Толкнул рычаг, коробка заскрежетала, полуторка дернулась и заглохла. Выражение ужаса на лице дяди Андрея, выскочившего из магазина, я помню до сих пор. Было мне тогда лет 7—8. После дяди Андрея значительную роль в моей будущей судьбе сыграл уже родной дядя — брат матери — Володя. Сначала со своим мотоциклом Иж-49, затем с «Победой М20», которую я водил, когда мне было 12 лет», - продолжает создатель «Нивы».

Примечательно, что руководителем изостудии, в которой учился Сёмушкин, был ставший впоследствии знаменитым художник Александр Чернобровцев, автор скульптурной композиции в Новосибирске «Монумент Славы».

Как пишет издание «Известия», один из поклонников «Нивы» — Владимир Путин.

«Я вырос в деревне и прекрасно знаю, что такое тентованный автомобиль. Это глаза и уши, полные пыли. И если ты едешь за другой машиной, надо остановиться и ждать, пока пыль не уляжется», — объяснял Валерий Семушкин позднее. Впрочем, он признавался, что слышал от генерального директора Виктора Полякова: мол, сельскому труженику необходим такой автомобиль, на котором можно не только ездить по селу, но и приехать в театр.

Авторству Семушкина принадлежит и само название «Нива», оно появилось на эскизах еще в начале 1970-х. Была еще одна версия: название образовано из имен детей разработчиков: Наталья, Ирина, Вадим и Андрей.

Помимо закрытого несущего кузова и дисковых тормозов, необычным для машин этого класса был постоянный полный привод с межосевым дифференциалом. Такая схема, подсмотренная у внедорожника Range Rover, давала очевидные плюсы. Во-первых, машина была сразу готова к преодолению бездорожья. Не надо было орудовать рычагами, вылезать наружу, чтобы заблокировать муфты передних колес. Во-вторых, она позволяла улучшить управляемость и устойчивость короткобазной машины. Обратной стороной были расход топлива и уровень шума. Ради унификации коробки передач с легковыми моделями раздатку поставили отдельно и соединили промежуточным валом, который стал главным источником вибрации и шумов.

«Нива» оснащалась самым мощным и объемным на тот момент мотором вазовского семейства (1,6 л, 75 л. с.), в то же время по величине крутящего момента на малых оборотах она уступала почти всем конкурентам в классе. Испытатель Вадим Котляров вспоминал, что машина оказалась «нахальной», благодаря тому, что вторая пониженная обеспечивала хорошую тягу вместе с приличной динамикой. Это выручало автомобиль в почти безвыходных ситуациях. На полигонных испытаниях «Нива» брала препятствия ходом и обходила даже Land Rover и УАЗ.

В конце 1977 года опытно-промышленная партия из 50 автомобилей была передана для тестовой эксплуатации в различные учреждения и организации СССР. Серийная «Нива» сошла с конвейера 5 апреля 1977 года.

Уже через год после начала серийного производства «Нивы» стали отправлять на экспорт. Этот внедорожник официально продавался более чем в ста странах мира, включая Канаду, Японию и Австралию. В Египте, Греции, Эквадоре, Бразилии, Панаме и Чили была налажена сборка «Нив».

Районные СМИ

Комментарии
Нивовод 11:19:57 11.04.2022
У меня была нива 1984г, на удивление кузов был целей чем у нивы моего дядьки 1994года. Туда бы коробку автомат, да нормальный движок, был бы танк которому цены нет.

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: