Откуда взялась традиция празднования Масленицы
История возникновения этого праздника уходит в далёкие дохристианские времена. Наши славянские предки после мартовского весеннего равноденствия устраивали встречу весны. Славяне в то время в основном занимались земледелием, и наступление весны было очень важным этапом их жизни. Считалось что, чем веселее отметить праздник наступления весны, тем благосклоннее будут к людям языческие божества, которые так или иначе связаны с природными явлениями.
Назывался же этот праздник Комоедицы. Довольно распространённое мнение, что этот праздник связан с просыпающимися от зимней спячки медведями (так как слово «ком» означает медведь) критикуется видными филологами. На самом деле комы – это традиционное кушанье в виде ватрушек из гороховой муки. А то, что поговорка «первый блин комом» на самом деле звучит «первый блин комам», то есть первый испечённый блин относили в лес для проснувшихся от спячки медведей, вызывает у тех же филологов смех. Да и с практической точки зрения ходить весной в лес было небезопасно, так как оголодавшие за время зимней спячки медведи были довольно агрессивны.
Но блины наши предки в этот праздник пекли и хозяйки старались, чтобы первый блин из-за недостаточно разогретой сковородки и грубой ржаной муки на самом деле не был комом, так как неудачный блин сулил человеку беды. Испечённые блины щедро мазали маслом, чтобы задобрить солнце, от которого зависел будущий урожай. Из-за блинов, помазанных маслом, праздник Комоедицы ещё называли Масленицей. Блины же во время праздника поглощались в невероятных количествах, так как считалось, что тем самым земные яства передаются в загробный мир и ими лакомятся усопшие пращуры. Немаловажный факт, что все яства на Масленицу были не мясными.
Как Церковь объясняет появление Масленицы
С принятием христианства на Руси неожиданно выяснилось, что весной в новой религии также существует период, когда пекут блины и едят разные немясные продукты. Но, правда, период этот, который назывался Сырной седмицей (неделей), каждый год случался в разное время и всегда был раньше праздника Комоедицы или Масленицы. Сам же привычный для всех языческий праздник, как выяснилось, приходился на Великий пост.
И тут Церковь проявила находчивость, объединив христианский устав с языческим праздником. И теперь Сырная седмица стала к тому же называться Масленицей. О самом же происхождении Сырной седмицы, когда верующие, готовясь к Великому посту, в течение недели уже не употребляют мясо, но едят рыбу, яйца и молочную продукцию, существует следующая версия.
В VII веке византийский император Ираклий после почти шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем накануне решительной битвы дал обет не вкушать мясо в последнюю неделю перед Великим постом. После того как византийцы одержали долгожданную победу, император сделал Церкви предложение, от которого невозможно было отказаться, и она ввела в свой устав Сырную седмицу. Тем более, что монашеская практика насыщения молочной пищей перед Великим постом уже существовала.
Как отмечали Масленицу на Руси
С введением христианства на Руси праздник Комоедицы стал постепенно перетекать в Сырную седмицу. И отмечали этот праздник как и положено широкой русской душе. В масленичные дни практически во всех домах накрывались обильные столы, главным блюдом которых были блины. К столам с яствами приглашали нищих и странников. В эти дни люди старались каждый день ходить в гости к своим родственникам. И именно из масленичной недели берёт истоки поговорка «Ходить к тёще на блины».
Ну и, конечно же, масленичные забавы в виде ярмарок с отполированным столбом, на вершине которого красовались новенькие призовые сапоги, катанием на тройках с бубенцами и традиционных кулачных боёв, когда противоборствующие стороны сходились «стенка на стенку». А взятие снежной крепости и сжигание соломенного чучела зимы стали неотъемлемыми атрибутами Масленицы.
Церковь как могла боролась с языческим проявлениями в Сырную седмицу.
В 1274 году митрополит Кирилл даже издал указ, согласно которому участников кулачных боев отлучали от Церкви, а убитых в этих боях запрещалось отпевать. Священники в своих проповедях убеждали прихожан, что в Сырную седмицу недопустимо обжорство и буйное веселье, а живший в XVIII столетии святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Но эти увещевания мало помогали и Масленицу в России отмечали с размахом.
Масленица в советское время и сейчас
После 1917 года отмечать Масленицу стало опасно, так как можно было навлечь на себя гнев властей предержащих, которые активно боролись с любым проявлением веры – как христианской, так и языческой. Но в начале 1960-х годов, в рамках «возвращения народу его праздников», взамен Масленицы появился праздник «Проводы русской зимы». На этом празднике вновь появились полированные столбы с призами наверху, организовывалась торговля блинами, агитбригады давали концерты и т.п. Кульминацией же праздника было торжественное сжигание чучела зимы.
С 1990-х годов с возвращением в русский быт церковных традиций и обычаев, Масленица, как неделя, предваряющая Великий пост, вновь стала популярной. И не важно, будет ли человек этот пост соблюдать или нет, но не повеселиться на Масленицу, считается грешным делом. Правда, современная Масленица мало чем отличается от советского праздника «Проводы русской зимы», но есть и отличия. Главным отличием является возвращение в обиход Прощёного воскресенья, когда люди в последний день Масленицы просят друг у друга прощения за вольно или невольно совершённые обиды. Священники же в своих проповедях напоминают, что православный человек должен прощать своего ближнего всегда, а не только в последний день Масленицы.