– Антон, не так давно вы вернулись из Америки, где участвовали в одном из главных мировых конкурсов среди фотографов. Какие впечатления? Как за океаном относятся к русской фотографии?
– Конкурс IPA очень похож на киношный «Оскар». Особенно сама церемония: нам настоятельно порекомендовали соблюсти дресс-код, на сцене вскрывали конверты, победители говорили благодарственные речи, вручали статуэтки «Люси». Моя серия «Город с великим прошлым и тихим настоящим» была выполнена в жанре документальной фотографии.
На IPA-СНГ за нее я был удостоен звания «Фотограф года». Это и позволило мне претендовать на статуэтку. В итоге статуэтка мне не досталась, но я завел огромное количество полезных знакомств, получил массу впечатлений. Насчет «русской» фотографии — я не уверен, что можно ввести такое понятие. В сегодняшнем глобальном мире, на мой взгляд, фактически отсутствуют какие-то черты национальных фотографических школ.
– Думаю, что вас можно назвать одним из самых титулованных новосибирских фотографов. Вы где-то специально учились мастерству?
– Не уверен. Фотография меня зацепила случайно. Я никогда не думал, что стану фотографом. Изначально камера появилась у меня для того, чтобы снимать пропущенные лекции в университете. Затем я начал делать довольно случайные фото, как бы на ходу, из чистого любопытства. Что-то получалось, а что-то нет. Друзья показали мои работы руководству музея НГУ, вуза, в котором я учился на физика, и мне предложили сделать выставку. Это стало фактически отправной точкой в моей карьере. Коммерческие заказы тоже нашли меня сами. Как-то раз на моем дне рождения присутствовали друзья, занимавшиеся организацией мероприятий. Я сделал несколько снимков, и после они пригласили меня с ними сотрудничать. Специально я нигде не учился. Осваивал сам, используя доступную информацию.
Фотография должна служить средством самовыражения автора. Поэтому задача развития собственной фотографии превращается в задачу саморазвития. Для этого нужно смотреть качественные фильмы, читать интересные книги, всячески выходить из зоны комфорта, пробовать новые жанры, получать новый жизненный опыт. Сейчас я развиваюсь в фотографии именно с помощью этих подходов.
Для того, чтобы фотографии были по-настоящему притягательными, фотограф должен уметь заглядывать в душу, считает Антон Уницын
– В последнее время складывается такое ощущение, что сейчас не фотографирует только ленивый. Насколько это вредит профессии?
– Смотря какой, наверное. С одной стороны, возникшая в итоге развития коммуникационных технологий и цифровой фотографии гражданская фотожурналистика во многом выдавливает профессиональную. Вот представьте: завтра где-нибудь в Новосибирской области высадятся инопланетяне, кто их снимет? Спецкор из Москвы? Или местный житель на сотовый телефон? А вот на документальную фотографию, где важен художественный уровень снимков, важен визуальный язык автора, выстроенность истории, — на это гражданская журналистика пока не замахивается. Хотя все может измениться потому, что количество рано или поздно перейдет в качество.
– Если говорить о проекте «#Спортуместо», то как пришла идея поместить спортсмена в нетипичные для него обстоятельства?
– С помощью фотографии мы всегда пытаемся что-то рассказать своему зрителю, донести до него определенные мысли. Так и родилась эта идея — снять горнолыжника в полном спортивном обмундировании там, где ему, казалось бы, не место. Мы убеждены, что спорт должен быть доступным для всех, в том числе и для людей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас в нашем городе такие дети в принципе не имеют возможности заниматься, например, горными лыжами. Сейчас на Горской силами федерации ветеранов горнолыжного спорта приведен в порядок склон, за личные средства президента федерации приобретено специальное устройство – вертикализатор, которое поможет инвалидам кататься. Причем не только на горных лыжах, но и на беговых, на коньках, на роликах. На сегодняшний день проблема в том, что на Горской нет соответствующего помещения, где люди могли бы элементарно переодеться, сходить в туалет. На создание такой инфраструктуры и направлены наши усилия в данный момент.
– Вообще способна ли фотография что-либо изменить, на что-то кардинально повлиять? Или это просто инструмент привлечения внимания?
– Убежден, что может. Например, мы делали совместный проект «Ищу семью» с благотворительным фондом «Солнечный город». Идея была в том, чтобы создать фотобанк детей, ждущих усыновления или ищущих гостевую семью. В рамках проекта мы объехали все детские дома в нашей области, помимо меня в нем участвовало и много других фотографов. Специфика здесь была в том, что фотографии нужно было сделать живые, а не как на паспорт. Все для того, чтобы потенциальный усыновитель посмотрел на них и что-то про ребенка понял, почувствовал. В одном из детских домов я снимал четырех братьев и сестер, которые из-за трагического случая остались без родителей. Но из-за того, что они родственники, разлучать их нельзя. А кто возьмет их сразу всех? Благодаря усилиям – сотрудников фонда все же удалось найти им семью. И если хоть немного в этом помогли мои снимки, то все было не зря.
– В последнее время вы в основном занимаетесь документальной фотографией. Все-таки есть собственный секрет, как раскрыть человека?
– Да, в общем-то, с тех пор как в 2009 году я снял свой первый документальный проект, посвященный студенческой жизни, я и занимаюсь в основном документальной фотографией. Действительно, в центре ее всегда человек, и нужно уметь работать с людьми. Ведь в рамках документальной съемки неприемлема постановка, а человека надо как-то раскрыть, заглянуть ему в душу. Я всегда стараюсь быть честным и искренним с моими героями, и, как правило, они отвечают мне тем же. Вот и весь секрет.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №46 от 18 ноября 2016 года